Уровни построения движений по А

Пять основных уровней построения движений Н.А. Бернштейна

Уровни построения движений Н.А. Бернштейна: уровень рубро-спинальный палеокинетических регуляций, синергий и штампов (таламо-паллидарный), пирамидно-стриальный уровень пространственного поля, теменно-премоторный, интеллектуальных двигательных актов.

Рубрика Биология и естествознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 09.10.2011
Размер файла 16,3 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Рубро-спинальный уровень палеокинетических регуляций

2. Уровень синергий и штампов или таламо-паллидарный уровень

3. Пирамидно-стриальный уровень пространственного поля

4. Теменно-премоторный уровень действий D

5. Уровень интеллектуальных двигательных актов

построение движение уровень бернштейн

Чем сложнее (точнее, осмысленнее, предметнее) двигательная задача, тем более высоким является «уровень построения движения» и тем более высокие уровни нервной системы принимают участие в решении этой задачи и реализации соответствующих движений.

Н.А. Бернштейн выделил и подробно описал пять основных уровней построения движений, обозначив их латинскими буквами А, В, С, D, Е.

1. Рубро-спинальный уровень палеокинетических регуляций

Самый древний в филогенетическом отношении — уровень А, который называется уровнем «палеокинетических регуляций», или рубро-спинальный уровень, по названию анатомических «субстратов», которые отвечают за построение движений на этом уровне: «красное ядро» выступает «высшей» регулирующей инстанцией этого уровня построения движений, к которому имеют отношение и другие подкорковые структуры.

Древнейшими двигательными аппаратами, сохранившимися у человека со времени наиболее примитивных многоклеточных организмов, являются подвижные системы внутренностей, оснащённые гладкой мускулатурой и иннервируемые от вегетативной нервной системы. Вся совокупность нервных и мышечных элементов группы заслуживает названия палеокинетической системы.

У человека он не имеет самостоятельного значения, но он определяет мышечный тонус и участвует в обеспечении любых движений совместно с другими уровнями. Есть некоторые формы двигательной активности, которые осуществляются только за счёт данного уровня (например, вибрато у скрипачей), а также ряд непроизвольных движений (дрожь от холода, вздрагивание, стучание зубами от страха). Уровень А у человека практически никогда не бывает ведущим уровнем построения движений. Этот уровень начинает функционировать с первых недель жизни новорождённого.

2. Уровень синергий и штампов или таламо-паллидарный уровень

Второй — уровень В — называется также уровнем «синергии и штампов», или таламо-паллидарным уровнем, поскольку его анатомическим субстратом являются зрительные бугры в качестве афферентационных центров и бледные тела в качестве эффекторных.

Он отвечает за так называемые синергии, т.е. высокослаженные движения всего тела, за ритмические и циклические движения типа «ходьбы» у младенцев, «штампы» — например, стереотипные движения типа наклонов, приседаний. Этот уровень обеспечивает анализ информации о расположении отдельных конечностей и мышц безотносительно к конкретным условиям осуществления соответствующих движений. Поэтому он отвечает, например, за бег вообще (скажем, за бег на месте) как переменную работу различных групп мышц. Однако реальный бег совершается по какой-нибудь конкретной поверхности со своими неровностями и препятствиями, и чтобы он стал возможным, необходимо подключение других, более высоких уровней построения движений. Этот уровень отвечает также за автоматизацию различных двигательных навыков, выразительную мимику и эмоционально окрашенные пантомимические движения.

Этот уровень начинает функционировать уже во втором полугодии жизни ребёнка.

3. Пирамидно-стриальный уровень пространственного поля

Уровень С, называемый уровнем пространственного поля, или пирамидно-стриальным, поскольку его анатомическим субстратом выступают уже некоторые корковые структуры, образующие так называемые пирамидные и экстрапирамидные системы, обеспечивает ориентацию субъекта в пространстве. На него поступают сигналы от зрения, слуха, осязания. На этот уровень поступает информация о состоянии внешней среды от экстерорецепторных анализаторов. Поэтому этот уровень отвечает за построение движений, приспособленных к пространственным свойствам объектов к их форме, положению, весу и другим особенностям. Это область точности и меткости.

Движения, выполняемые на данном уровне, носят отчетливо целевой характер: они ведут откуда-то, куда-то и зачем-то. Соответственно они имеют начало, середину и конец. Среди них все переместительные движения.

Таковы, к примеру, плавание, прыжки в длину, высоту, вольные акробатические упражнения, движения рук машинистки или пианиста по клавиатуре, движения наматывания, т.е. такие, где требуется учет «пространственного поля».

Созревание начинается очень рано-на первом году жизни, продолжается на протяжении всего детства и даже юности.

4. Теменно-премоторный уровень действий

Еще более высоким уровнем является уровень D, называемый также теменно-премоторным, поскольку его анатомическим субстратом являются исключительно кортикальные структуры в теменно-премоторных областях. Он называется также уровнем предметных действий, поскольку обеспечивает взаимодействие с объектами в соответствии с их предметными значениями. Это корковый уровень, который заведует организацией действий с предметами.

Примеры движений на этом уровне: питье из чашки, снятие шляпы, завязывание галстука, изображение домика или человека, все орудийные действия, манипуляции с предметами (движения жонглёра, фехтовальщика). Речь идет о выполнении именно действий, а не операций, т.е. цель действия, строящегося на этом уровне, может быть достигнута разными способами (за осуществление операций отвечают другие уровни).

5. Уровень интеллектуальных двигательных актов

Уровень Е (Н. А. Бернштейн говорил, что этот уровень наименее изучен в физиологии активности, — возможно, это даже не один, а несколько уровней) отвечает за «ведущие в смысловом отношении координации речи и письма», которые объединены уже не предметом, а отвлеченным заданием или замыслом. Таковы, например, речевые и другие движения читающего лекцию преподавателя, танец балерины и т.п.

Здесь речь уже идет о передаче научных знаний или замысла художника, что предполагает, исключительно произвольный уровень регуляции разворачивающихся действий.

Анатомический субстрат движений данного уровня еще не вполне изучен, хотя Н. А. Бернштейн подчеркивал несомненное участие в произвольной регуляции движений лобных долей коры головного мозга, ссылаясь на работы А. Р.Лурия.

Как правило, в построении действий человека принимают участие структуры всех уровней, хотя иногда более простые движения регулируются лишь низшими уровнями. В принципе одно и то же движение может строиться на различных уровнях, если включается в решение разных задач. Строго говоря, это движение не будет «одним и тем же» (как было показано выше, даже амплитуда движений рук раненых бойцов увеличивается, если больной выполняет более значимую для него работу). Поэтому можно изменить характер протекания движений, изменив его смысл для человека.

Читайте также:  Сироп из сосновых шишек на сахаре полезные свойства и противопоказания, применение и дозировка лекар

В организации сложных движений участвуют, как правило, сразу несколько уровней — тот, на котором строится данное движение (он называется ведущим), и все нижележащие уровни.

К примеру, письмо — это сложное движение, в котором участвуют все пять уровней. Проследим их, двигаясь снизу вверх.

Уровень А обеспечивает прежде всего тонус руки и пальцев.

Уровень B придает движениям письма плавную округлость, обеспечивая скоропись. Если переложить пишущую ручку в левую руку, то округлость и плавность движений исчезает: дело в том, что уровень B отличается фиксацией «штампов», которые выработались в результате тренировки и которые не переносятся на другие двигательные органы (интересно, что при потере плавности индивидуальные особенности почерка сохраняются и в левой руке, потому что они зависят от других, более высоких уровней). Так что этим способом можно вычленить вклад уровня B.

Далее, уровень C организует воспроизведение геометрической формы букв, ровное расположение строк на бумаге.

Уровень D обеспечивает правильное владение ручкой, наконец, уровень Е — смысловую сторону письма.

Развивая это положение о совместном функционировании уровней, Н. А. Бернштейн приходит к следующему важному правилу: в сознании человека представлены только те компоненты движения, которые строятся на ведущем уровне; работа нижележащих, или «фоновых», уровней, как правило, не осознается.

Когда субъект излагает на бумаге свои мысли, то он осознает смысл письма: ведущим уровнем, на котором строятся его графические движения, в этом случае является уровень Е. Что касается особенностей почерка, формы отдельных букв, прямолинейности строк и т. п.. то все это в его сознании практически не присутствует

Формально одно и то же движение может строиться на разных ведущих уровнях.

Проиллюстрирую это следующим примером, заимствуя его у Н. А. Бернштейна. Возьмем круговое движение руки; оно может быть получено на уровне А: например, при фортепианном вибрато кисть руки и суставы пальцев описывают маленькие круговые траектории. Круговое движение можно построить и на уровне B, например включив его в качестве элемента в вольную гимнастику. На уровне С будет строиться круговое движение при обведении контура заданного круга. На уровне предметного действия D круговое движение может возникнуть при завязывании узла. Наконец, на уровне Е такое же движение организуется, например, при изображении лектором окружности на доске. Лектор не заботится, как заботился бы учитель рисования, о том, чтобы окружность была метрически правильной, для него достаточно воспроизведения смысловой схемы.

Ведущий уровень построения движения определяется смыслом, или задачей, движения.

Из вышеизложенного явствует, что концепция неклассической физиологии Н.А. Бернштейна помогает подойти к диалектическому решению психофизиологической проблемы. Анатомо-физиологические структуры здесь всего лишь инструменты для реализации задач деятельности субъекта. То, какие именно структуры участвуют в обеспечении построения движений человека, зависит от того, какое место занимает это движение в структуре деятельности субъекта, какой смысл оно имеет для него. Образно говоря, мозг и нервная система в целом — инструмент, с помощью которого человек «проигрывает мелодии своей жизни».

Бернштейн Н.А. О построении движения: научное издание.; М.; Медгиз, 1947.-255с

Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность./ О.Г. Газенко// М.; Наука,1990.-495с

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Уровни регуляции произвольных движений и действий. Путь двигательного анализатора и строение сензомоторных отделов коры. Экстрапирамидная система. Нарушения двигательных функций. Поражение коркового звена, подкорковых структур и мозжечка. Формы апраксий.

презентация [405,6 K], добавлен 13.03.2014

Характеристика основных структурных уровней организации живой материи: молекулярного, клеточного, организменного, популяционно-видового, биогеоценотического, биосферного. Их компоненты, основные процессы. Науки, ведущие исследования на данных уровнях.

презентация [687,0 K], добавлен 09.11.2012

Молекулярно-генетический уровень организации живого. Схема строения ДНК. Экспрессия гена как процесс реализации информации, закодированной в нем. Центральная догма молекулярной биологии. Транскрипционный аппарат клетки. Схемы транскрипции и сплайсинга.

презентация [725,1 K], добавлен 21.02.2014

Гипотезы о возникновении электричества в живых тканях. Теория Дюбуа-Реймона, теоретическое объяснение потенциала повреждения. Исследование осмоса, проявление «жизненной силы» растений. Мембранная теория биопотенциалов Ю. Бернштейна и ее доказательства.

реферат [712,7 K], добавлен 08.08.2009

Уровни организации живой природы, их характеристика. Особенности молекулярного, клеточного, организменного, популяционно-видового, биоценотического и биосферного уровней. Основные методы и приемы познания живой природы. Описательный и исторический методы.

презентация [3,2 M], добавлен 05.12.2011

Электромагнитные взаимодействия как определяющий уровень организации материи. Сущность живого, его основные признаки. Структурные уровни организации живой материи. Предмет биологии, ее структура и этапы развития. Основные гипотезы происхождения жизни.

лекция [28,4 K], добавлен 18.01.2012

Движение плода как один из первых важнейших признаков роста и развития эмбриона. Виды двигательной активности плода: висцеральная, нейромышечная. Значение компактных и размашистых типов движений эмбриона. Основные этапы развития дыхательной функции.

презентация [1,7 M], добавлен 19.01.2013

Процесс возникновения нервного импульса в организме, его основные стадии и особенности. Научные позиции Германа и Бернштейна, их отличительные черты. Гипотеза Ходжкина и Хаксли, опыты по ее доказательству. Явление аккомодации и условия его возникновения.

реферат [653,0 K], добавлен 08.08.2009

Строение и типы мышц. Изменение макро- и микроструктуры, массы и силы мышц в разные возрастные периоды. Основные группы мышц, их функции. Механизм мышечного сокращения. Формирование двигательных навыков. Совершенствование координации движений с возрастом.

реферат [15,6 K], добавлен 15.07.2011

Аминокислотный состав белков в организмах, роль генетического кода. Комбинации из 20 стандартных аминокислот. Выделение белков в отдельный класс биологических молекул. Гидрофильные и гидрофобные белки. Принцип построения белков, уровень их организации.

творческая работа [765,3 K], добавлен 08.11.2009

Уровни мозговой организации ВПФ

Помимо описанного выше деления мозга на анатомические и функциональные отделы, существует также его деление на уровни организации ВПФ. Оно было проведено выдающимся отечественным нейрофизиологом Н.А. Бернштейном. Несмот­ря на то, что труд Н.А. Бернштейна посвящен описанию мозго­вых механизмов произвольных движений, его содержание выходит далеко за рамки описания двигательных функций. Труд Н.А.Бернштейна дает представление об иерархии уровней мозговой организации психической деятельности человека в целом. По Н.А. Бернштейну, мозговые структуры, участвующие в организации произвольных движений человека, анатомически представлены пятью основными уровнями, обозначенными по восходящей латинскими буквами А, В, С, D и Е. Помимо этого, каждому уровню организации движений дано название, отра­жающее его анатомический и функциональный радикал:

анатомически: субкортикальный руброспинальный; функционально: палеокинетических регуляций;

анатомически: субкортикальный таламо-паллидарный; функционально: двигательных синергии и штампов;

Читайте также:  В маму или в папу Почему одни дети похожи на отца, а другие - на мать Lifestyle Селдон Новости

анатомически: кортикальный пирамидно-стриальный; функционально: пространственных координации;
Уровень D

анатомически: кортикальный теменно-премоторный; функционально: гностико-праксический;
Уровень Е

анатомически: кортикальный; функционально: символический (языковой).

Разным уровням мозговой организации двигательных и ВПФ соответствуют разные типы полей коры мозга.

Уровни А и В являются подкорковыми, уровни С, D и Е — корковыми. На уровне С расположены первичные поля коры, уровень D представлен вторичными полями, а Е — третичными. Каждый последующий уровень (тип полей мозга) сложнее пре­дыдущего по анатомическому строению, выше по функциональ­ной иерархии и моложе по филогенетическому возрасту.

Уровень А принимает непосредственное участие в обеспече­нии иннервации мышц тела, снабжает нервной энергией и мыш­цы речевого аппарата. Н.А. Бернштейн назвал его уровнем палеокинетических регуляций (pale — от лат. слова «древний»).

Уровень В, обеспечивающий способность совершать коорди­нированные синергические движения, выполняет эту же функцию в отношении речевых актов, включая произнесение звука речи. Благодаря нервным структурам этого уровня вырабатываются Двигательные штампы, стереотипы, в том числе речедвигательные.

Уровень С предназначен для выработки умения совмещать внутреннее пространство тела и внешнее, находящееся вне него. Рамках речевой деятельности он осуществляет соотнесение, совмещение речевых движений с пространством (сила голоса, степень интенсивности артикуляционных движений и т.п.).

Следующие два уровня мозга — D и Е (высшие) — имеют еще большее отношение к речевой и другим ВПФ. Их функциональ­ные роли распределяются следующим образом: символический языковой уровень ответственен за способность приобрести зна­ние об абстрактных символах — буквах, цифрах, геометриче­ских, алгебраических знаках и пр., а гностико-праксический — за операции гнозиса (распознавания) конкретных стимулов и праксиса (воспроизведения) поз, например, кистей руки, паль­цев, артикуляции по их обобщенным топографическим схемам.

Функции гностико-праксического уровня в значительной мере конкретны (предметны) по своей психологической сути, а символического (языкового) — абстрактны, и, следовательно, выше по степени сложности.

Таким образом, уровень А, по Н.А. Бернштейну, является стволовым, а уровень В — подкорковым; уровни С, D и Е — кор­ковыми.

2.2.7. Роль подкорковой области мозга в реализации ВПФ

Кора является высшим отделом мозга, поэтому играет основ­ную роль в формировании и реализации ВПФ. Однако нельзя не учитывать и тот вклад, который вносит подкорковая область. Анатомически она является чрезвычайно сложной, составлен­ной разными структурами мозга Кроме того, подкорка много­функциональна, поскольку участвует в обеспечении:

— координации сложных двигательных актов;

— процессов ауторегуляции в организме (обмен веществ, иммунная, гормональная системы, биоритмические процес­сы и т.п.);

— подсознательных и бессознательных процессов психиче­ской деятельности.

Основные анатомические структуры подкорки образованы скоплением серого вещества в толще полушарий большого мозга и называются базальными ядрами.К ним относят хвоста­тое ядро, скорлупу, ограду и миндалевидное тело. Хвостатое ядро и скорлупа хотя и разделены внутренней капсулой, пред­ставляют собой одно ядро и имеют одинаковую гистологиче­скую структуру. В функциональном отношении они составля­ют единую систему — полосатое тело (striatum — стриатум). Полосатое тело является центром высшего порядка среди структур, составляющих экстрапирамидную систему,в которую также входят и другие структуры серого вещества: бледный пар субталамическое ядро, черная субстанция, красное ядро.

Они расположены вне основных пирамидных двигательных путей, и поэтому названы экстрапирамидными (extra — от лат. «над, вне») (рис. 15, цв. вкл.)

Полосатое тело и бледный шар составляют чрезвычайно важ­ную стриопаллидарную систему. Эта экстрапирамидная структу­ра включается в деятельность пирамидного пути, который идет из коры головного мозга, и тем самым принимает участие в ре­ализации произвольных движений. Филогенетически паллидум старше стриатума. Говоря обобщенно, паллидум отвечает преимущественно за «макромоторику», а стриатум — за «микромо­торику».

Принцип действия паллидума соответствует, по выражению Н.А. Бернштейна, характеру движения рыб — «все или ничего», т.к. рыба движется от головы до хвоста, всем телом. Принцип действия стриатума соответствует характеру движений птиц. Их движения дифференцированы, рассчитаны, точны.

Паллидум старше стриатума по филогенетическому возрасту, поэтому он контролирует его работу (тормозит). Это способству­ет соблюдению природно запрограммированного принципа «экономии усилий».

Стриопаллидарная система в целом обеспечивает сложные двигательные координации. Важно, что она имеет тесные связи с корой мозга, мозжечком, со спинным мозгом, а также много­численными базальными ядрами. Только при совместной деятельности всех этих структур мозга возможно выполнение нормативных движений.

Слаженная работа всей экстрапирамидной системы обеспе­чивает регулировку мышечного тонуса, установку всей мускула­туры для выполнения тонких целенаправленных движений.

В противоположность передней центральной извилине, где имеется тонкая локализация отдельных двигательных функций, подкорковыми узлами обеспечиваются целые комплексы движе­ний. Поражение базальных подкорковых ганглиев сопровожда­ется развитием двигательных нарушений.

Роль подкорки (экстрапирамидной системы) в осуществле­нии речевой и других ВПФ весьма значительна. Она ответствен­на за речевую микро- и макромоторику, и другие сложные двигательные координации. В ее функции входит также регуляция подсознательных и бессознательных психических процессов, о которых писал известный немецкий психиатр З. Фрейд. Кроме того, в состав подкорки входит энергетический блок мозга, вы­деленный и описанный А.Р. Лурией (см. выше), поэтому она участвует в активации коры мозга, поддерживая в ней необходимый тонус.

Другие базальные ядра — ограда и миндалевидное тело — яв­ляются составными частями так называемого лимбико-ретикулярного комплекса.

В продолговатом мозге, распространяясь на гипоталамус, серое вещество покрышки среднего мозга и варолиев мост, рас­положена ретикулярная, или называемая иначе сетевидная, фор­мация (рис. 12, цв. вкл.). Она играет главную роль в корково-подкорковых взаимоотношениях. Она получает также импульсы из мозжечка, подкорковых ядер и лимбической системы, а следовательно, принимает участие в обеспечении поведенческих реак­ций в плане их эмоционального обеспечения и адаптации к раз­личным жизненным ситуациям. Кроме того, ретикулярная фор­мация принимает важнейшее участие в обеспечении мышечного тонуса, регулируя положения тела, в обеспечении сердечного ритма и дыхания. Еще более значимо то, что эта система оказы­вает возбуждающее воздействие на кору головного мозга, приво­дя ее в состояние активности.

Лимбическая система ответственна за подсознательное, инс­тинктивное поведение человека, сходное с поведением живот­ных (выживание, размножение). Однако люди в определенной степени сдерживают лимбическую активность, поскольку у них кора мозга, в которую заложены культорологические мораль­но-этические нормы, оказывает регулирующее воздействие на «животные» побуждения.

На подкорковом уровне мозга расположены также таламус и гипоталамус, составляющие таламо-гипоталамический комп­лекс (рис. 12, цв. вкл.). Он предназначен для адаптации основных процессов внутренней среды организма к условиям внешнего мира. Иначе говоря, этот комплекс поддерживает гомеостаз — равновесие внутренней и внешних сред организма. К гипотала­мусу плотно примыкает главная гормональная железа — гипо­физ. Он также участвует непосредственно в регуляции деятель­ности вегетативной нервной системы (кровообращения, дыха­ния, обменных процессов и т.д.).

Читайте также:  Болезнь Гиршпрунга что это такое, причины, симптомы, лечение, прогноз

По Н.А. Бернштейну, функциональная активность этой об­ласти мозга поддерживается простейшими (итеративными, т.е. равномерно повторяющимися) ритмическими импульсами. К ним относится дыхание, сердцебиение, перистальтика ки­шечника и кровеносных сосудов, акты сосания, ползания, ходь­бы, бега. Не менее важны для здоровья ребенка простейшие ритмические действия, начиная с самых ранних периодов онтогенеза. В частности, чрезвычайно важно, чтобы акт сосания проходил активно и в течение 1-го года жизни, чтобы осуществ­лялись активное ползание, ходьба и т.д. Недостаток ритмиче­ских «допингов» нередко приводит к извращенным способам их «добора». Так, всем известны дети, которые долго сосут палец, пеленку, рукава одежды, грызут ногти, онанируют в младенче­стве и прочее.

Следовательно, деятельность таламо-гипоталамического комп­лекса имеет непосредственное отношение к формированию пси­хики ребенка, составляя важное звено онтогенеза в целом.

Мозжечок расположен над продолговатым мозгом (рис. 1, цв. вкл.). Он составлен двумя полушариями и червем. Червь моз­жечка гораздо старше его полушарий по филогенетическому возрасту. Основной функцией мозжечка является обеспечение точ­ности целенаправленных движений, поддержание равновесия, координация взаимодействия мышц антогонистов и антагонистов. Для выполнения этих задач мозжечок имеет разветвленные свя­зи с самыми различными отделами мозга.

Большую роль мозжечок играет и в координировании слож­ных речевых движений. В сложных из них мозжечок выступает как главный указатель точности движений органов речевого ап­парата (объема, силы, направленности).

Ствол мозга включает: ножки мозга и четверохолмие, мост мозга, мозжечок и продолговатый мозг. Совместно с другими базальными ядрами структуры ствола мозга участвуют в осу­ществлении актов поддержания сердечного ритма, кровяного давления, пищеварения, дыхания, глотания, рвоты. Последние три функции имеют прямое отношение к речевой деятель­ности. Особенно серьезную проблему составляют нарушения глотания — дисфагия (апалический синдром), наиболее часто возникающая у больных с нарушением мозгового кровообра­щения. Помимо медицинской, таким больным необходима экстренная логопедическая помощь. Методики, используемые в этих случаях, составляют отдельный самостоятельный раздел логопедии.

Продолговатый мозг имеет длину 2,5—3 см и расположен между мостом и местом отхождения корешков С, сегмента спинного мозга. По обе стороны от средней борозды расположены про­дольные валикообразные возвышения, называемые пирамида­ми. Здесь проходят нисходящие волокна картикоспинальных (пирамидных) путей.

Из продолговатого мозга берут начало черепные нервы: IX пара — языко-глоточный нерв; X пара — блуждающий нерв;

XI пара — добавочный нерв; XII пара— подъязычный нерв. Именно они имеют прямое отношение к иннервации органов речевого аппарата (рис. II).

III Глазодвигательный нерв

V Тройничный нерв

VII Лицевой нерв

IX Языкоглоточный нерв

X Блуждающий нерв

XII Подъязычный нерв

XI Добавочный нерв

Рис. II

Остальные черепные нервы расположены в других отделах ствола — ножках и мосте мозга: III пара (ядра глазодвигательно­го нерва) и IV пара (ядра блокового нерва) расположены в сред­нем мозге, представленном ножками мозга и четверохолмием. Ядра V пары — тройничный нерв, VI — отводящий нерв, VII — лицевой нерв, VIII — слуховой нерв — располагаются в Варолиевом мосте.

За исключением X пары (блуждающий нерв), все черепные нервы предназначены для иннервации области голова — шея. Сами названия нервов в этом смысле весьма показательны: обо­нятельный, лицевой, тройничный, подъязычный и прочие. Если бы не упомянутая выше X пара (блуждающий нерв), снабжаю­щая нервной энергией область голова— шея, а также бронхи, трахею, легкие, сердце и живот (эпигастральную область), то сказки о говорящей голове вполне могли бы быть реальностью. Благодаря черепным нервам голова имеет отдельную, мощную иннервацию.

Даже не прибегая к метафоре о говорящей голове, можно констатировать, что специальное, по сути, автономное снабже­ние области головы нервной энергией, — чрезвычайно важный факт для понимания мозговых механизмов психики человека.

Следует отметить, что ядра черепных нервов анатомически принадлежат к нижней части головного мозга, а проводящие пути имеют значительную вертикальную протяженность: они простираются от коры мозга до ствола и спускаются далее в спинной мозг.

Несмотря на такое различие в анатомическом представительстве этих систем («по высоте»), обе они относят­ся к одному и тому же (по функциональной иерархии) уровню, поскольку выполняют одну и ту же задачу — снабжают мышцы нервной энергией. Часть проводящего пути, которая относится к черепным нервам, носит название корково-ядерного, или, иначе, кортиконуклеарного пути (cortic — «кора», nucleus — «ядра»), остальная часть обозначается как пирамидный путь (рис. 18, цв. вкл.). Он обеспечивает нервной энергией конечнос­ти тела и вместе с экстрапирамидной системой способствует развитию и исполнению различных по степени сложности дви­жений.

Раздельная иннервация речевой мускулатуры и конечностей тела объясняет то, что при наличии грубых параличей и парезов речевых органов могут отсутствовать параличи или парезы ко­нечностей, и наоборот. Этот факт важен в диагностическом от­ношении не только для врачей, но и для дефектологов и психо­логов, занимающихся восстановительной и коррекционной работой с больными (и детьми, и взрослыми).

23. Основные уровни организации движений по Н.А. Бернштейну и типы нарушений их работы.

Концепция Н. А. Бернштейна (1947) о построении движений имела огромное значение для создания теории произвольного двигательного акта. Согласно данной концепции, любое движение — сложная многоуровневая система, где каждый уровень (или определенные анатомические структуры) характеризуется «ведущей афферентацией» и собственным набором регулируемых движений. Н. А. Бернштейном выделены пять уровней регуляции движений: Уровень А – руброспинальный – субкортикальный уровень по положению, в его обеспечении участвуют подкорковые образования.

Уровень С – пирамидно-стриальный уровень – уровень пространственного поля. Кортикальный уровень, ведущая афферентация – синтетическое пространственное поле (пространственная информация носит разномодальный характер). Движения на этом уровне осуществляются в пространственном поле и носят целевой характер. Для выполнения всегда необходимо конкретное место в пространстве. Сюда входят локомоции (перемещение в пространстве), движения с конечным эффектом (забить гвоздь). Нарушения – атоксии – это утеря целевого характера движения (симультанная агнозия, больной не способен воспринимать сразу несколько объектов).

Уровень Д – теменно-премоторный уровень (морфологическая характеристика) – уровень действий (психическая характеристика). Котрикальный, ведущая афферентация – предмет, его смысловое содержание. Движения на этом уровне обеспечивают различные предметные действия, которые определяются функциональным назначением предмета. Нарушения приводят к апроксиям.

Уровень Е – уровень смысловых условных действий, на котором формируется программа действия — связан с лобными долями, которые отвечают за программирование действий. При поражении – системные персеверации.

Социальная апраксия – это нарушение действий в социальном мире, обществе, которые рассматриваются как расстройства целенаправленного поведения, связанного с планирование, предвидением результатов, при выполнении общественных социальных действий.

Ссылка на основную публикацию
Урдокса инструкция по применению и для чего он нужен, цена, отзывы, аналоги
Урдокса Урдокса: инструкция по применению и отзывы Латинское название: Urdoxa Код ATX: A05AA02 Действующее вещество: Урсодезоксихолевая кислота (Ursodeoxycholic acid) Производитель:...
Укус паука — симптомы, первая помощь и лечение укуса
При укусе каракурта астраханцам необходимо сразу обратиться за медицинской помощью В этом году в отделении острых отравлений городской клинической больницы...
УКУСИЛИ! статьи от специалистов клиники «Мать и дитя»
Что делать, если укусила мошка: первая помощь, устранение симптомов Неприятные последствия после укуса мошки знакомы большинству людей. Возникает множество побочных...
Уремия патогенез, стадии, этиология и лечение
Уремия - Uremia Уремия Синоним Уремия Уремический иней присутствует на лбу и коже головы молодого человека, который обратился с жалобами...
Adblock detector