Упражнения для глаз для учащихся начальной школы

Упражнения для глаз

Каждый день мы «поглощаем» большой объем информации. Многие проблемы со зрением возникают от перенапряжения, поэтому мы испытываем дискомфорт, сухость, усталость. Эти, казалось бы, незначительные симптомы и есть первые признаки ухудшения зрения.

Чтобы избежать проблемы со зрением необходимо выполнять «Гимнастику для глаз». Упражнения желательно делать утром или вечером (перед сном), предварительно сняв очки или контактные линзы. Движения должны быть плавные, без рывков, так же полезно между упражнениями поморгать.

«ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ»

* Исходное положение (далее – и.п.).

Упражнение №1 «Большие глаза»:

и.п. — сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., а затем открыть глаза 3-5 сек., повторить 6-8 раз. Данное упражнение укрепляет мышцы век. Способствует кровообращению и расслаблению мышц глаз.

Упражнение №2:

и.п. — стоя. Смотреть прямо перед собой 2-3 сек. Поставить палец правой руки на средней линии лица на расстоянии 25-30 см. от глаза, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 сек. Опустить руки. Повторить 10-12 раз. Упражнение снимает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

Упражнение №3 «Шторки»:

и.п. — сидя. Быстро моргать в течении 1-2 минут. Способствует улучшению кровообращения.

Упражнение №4:

и.п. – стоя. Вытянуть руки вперед, смотреть на конец пальца вытянутой руки, положенной на средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз. Облегчает работу на близком расстоянии.

Упражнение №5:

и.п. — сидя. Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальца. Повторить в течение 1 минуты. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.

Упражнение №6:

и.п. – стоя. Поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см. от глаза, смотреть обоими глазами на конец пальца 3-5 сек., прикрыть ладонью левой руки глаз на 3-5 сек., убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 сек. Поставить палец левой руки по средней линии на расстоянии 25-30 см., прикрыть ладонью правой руки правый глаз на 3-5 сек., убрать ладонь, смотреть обои глазами на конец пальца 3-5 сек. Повторить 5-6 раз. Упражнение укрепляет мышцы обоих глаз (бинокулярное зрение).

Упражнение №7:

и.п. – стоя. Отвести руку в правую сторону, медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево и при неподвижной голове следить глазами за пальцем, медленно передвигать палец полусогнутой руки слева направо и при неподвижной голове следить глазами за пальцем. Повторить 10-15 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаз горизонтального действия и совершенствует их координацию.

Упражнение №8:

и.п. – сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, спустя 1-2 сек. Снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза. Упражнение укрепляет циркуляцию внутриглазной жидкости.

Упражнение №9 «Метка в стекле»:

Делаем точку из пластилина и лепим на стекло. Выбираем за окном далекий объект, несколько секунд смотрим вдаль, потом переводим взгляд на точку. Позже можно усложнить нагрузки – фокусироваться на четырех разноудаленных объектах.

Упражнение №10 «Массаж»:

Тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхние веки, через 1-2 секунды снимите пальцы с век. Повторите 3 раза. Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

Упражнение №11 «Гидромассаж»:

Дважды в день, утром и вечером, ополаскиваем глаза. Утром – сначала ощутимо горячей водой (не обжигаясь!), затем холодной. Перед сном все в обратном порядке: промываем холодной, потом горячей водой.

Читайте также:  Тревожно фобическое расстройство, симптомы обессивно-фобического невроза

Упражнение №12 «Стреляем глазами»:

1. Смотрим вверх-вниз с максимальной амплитудой.

2. Чертим круг по часовой стрелке и обратно.

3. Рисуем глазами диагонали.

4. Рисуем взглядом квадрат.

5. Взгляд идет по дуге – выпуклой и вогнутой.

6. Обводим взглядом ромб.

7. Рисуем глазами бантики.

8. Рисуем букву S — сначала в горизонтальном положении, потом в вертикальном.

9. Чертим глазами вертикальные дуги, сначала по часовой стрелке, потом – против.

10. Переводим взгляд из одного угла в другой по диагоналям квадрата.

11. Сводим зрачки к переносице изо всех сил, приблизив палец к носу.

12. Часто-часто моргаем веками – как бабочка машет крылышками.

Комплексы гимнастики для глаз

С пециальная гимнастика для глаз

в форме физкультминуток, разработана МНИИ глазных болезней им. Гельмгольца. Использование ее упражнений способствует укреплению склеры глаз, повышению работоспособности цилиарной мышцы, улучшению кровообращения глазного яблока, правильному формированию рефракции глаз у школьников.

Упражнения, рекомендуемые для учащихся 1-4 классов:

1. Исходное положение (и. п.) — сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклоняясь вперед, к столу, выдох. Повторить 5-6 раз.

2. И. п. — сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 4 раза.

3. И. п. — сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.

4. И. п. — сидя. Смотреть прямо перед собой в течение 2-3 с. Поставить руку на стол перед собой так, чтобы кончики пальцев были на уровне глаз на расстоянии 15-20 см от них, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него в течение 3-5 с, опустить руку. Повторить 5-6 раз.

5. И. п. — сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх. Вдох. Выполняя упражнение, следовать взглядом за руками, не поднимая головы. Руки опустить, выдох. Повторить 4-5 раз.

Упражнения, рекомендуемые для учащихся 5-11 классов:

1. И. п. — сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперед, к столу, выдох. Повторить 5-6 раз.

2. И. п. — сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 5-6 раз.

3. И. п. — сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Вернуться в исходное положение. Выполнить то же, посмотреть на локоть левой руки. Повторить 5-6 раз в обе стороны.

4. И. п. — сидя. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Повторить 5-6 раз.

5. И. п. — сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх. Вдох. Выполняя упражнение, следовать взглядом за руками, не поднимая головы. Руки опустить, выдох. Повторить 4-5 раз.

6. И. п. — сидя. Смотреть прямо перед собой в течение 2-3 с., перевести взгляд на кончик носа на 3-5 с. Повторить 6-8 раз.

7. И. п. — сидя, закрыв глаза. В течение 30 с. массировать веки кончиками указательных пальцев.

Детская гимнастика для глаз

Жизнь современного ребенка невозможно представить без мобильного телефона, компьютера, телевизора. Игры на свежем воздухе уходят в прошлое. Почти непрерывно глаза испытывают повышенную нагрузку. Вместе с тем, все больше детей в раннем возрасте сталкиваются с нарушением зрения и необходимостью постоянного ношения очков или линз. Гимнастика для глаз для детей помогает снизить негативное воздействие гаджетов, укрепить глазные мышцы, предотвратить или замедлить развитие заболеваний.

Разновидности зрительной гимнастики

За годы исследований появилось множество видов зрительной гимнастики. Чаще всего их разделяют на 3 типа:

  • упражнения, которые не требуют дополнительного оборудования или присутствия помощника;
  • занятия, сопровождаемые ритмичной музыкой или чтением детских стихов;
  • тренировки с использованием инвентаря.
Читайте также:  Антигистаминный препарат Ozon Хлоропирамин 25 мг - «Вы все еще пользуйтесь дорогими антигистаминными

Кроме того, выделяют несколько направлений гимнастики, в разное время разработанных офтальмологами:

  1. Основоположником глазных тренировок считают У. Бейтса. Он первым выявил положительные изменения зрения после подобных занятий. Цель его методики — удалить стрессовое состояние, перенапряжение. Появился термин «пальминг», обозначающий полное расслабление, а затем повторение движениями глазного яблока контура воображаемого объекта.
  2. Метод Норбекова предполагает более активный комплекс движений. В нем также предусмотрена фаза расслабления, однако ей предшествует стимулирующее аккомодацию разведение осей глаза. Работают в том числе косые мышцы.
  3. Жданов внедрил методику, учитывающую особенности работы мышц близоруких и дальнозорких людей. Если первым предлагаются занятия, переключающие зрительный орган из дали на близкие объекты и обратно, то для вторых все упражнения проводят только на близком расстоянии.
  4. Гимнастика Аветисова направлена на то, чтобы стимулировать кровообращение и улучшить обменные процессы внутри глаза. Происходит постепенное увеличение резерва аккомодации, а мышцы становятся выносливее.
  5. Нестандартную методику предложил Утехин. Чтобы добиться полного расслабления мышц глаза, он использовал непрозрачные экраны. В них могли быть вставлены слабые линзы или простое стекло для попеременной работы с левой и правой сторонами.
  6. Розенблюм, Мац и Лохтина сосредоточились на снятии напряжения с аккомодационных мышц. Благодаря им появился простой и удобный тренажер.
  7. М. Корбет, знаменитая также своими исследованиями в области мимической гимнастики, отстаивала пользу в укреплении глазных мышц изменений фокусного расстояния или положения тела во время чтения или других занятий, требующих напряжения зрения.

Цель проведения гимнастики

Основной целью гимнастики для глаз для школьников считают снятие напряжения с мышц и восстановление здоровой фокусировки. Ошибочно думать, что упражнения нужны только тем детям, которые уже имеют заболевание органов зрения. Врачи рекомендуют тренироваться и здоровым детям для повышения умственной выносливости, сохранения четкости видения, исключения спазма.

Основные этапы и особенности

Независимо от возраста, первые занятия необходимо проводить вместе со взрослым. Ребенку нужно объяснить, для чего предназначены упражнения, почему важно делать их регулярно. В противном случае он будет скучать или вовсе саботировать тренировки. Хорошее настроение и позитивный настрой в этом случае особенно важны.

Какие этапы и условия нужно соблюсти:

  1. Занятие начинают с пальминга, т.е. погружения глаз в полную темноту и покой. Для этого их не просто закрывают, но еще и полностью прикрывают ладонями. Это действие понадобится и взрослым, когда нужно снять напряжение, успокоиться, побороть усталость. Выполнять его лучше сидя, удобно облокотившись на стол, избегая чрезмерно сильного давления ладоней на веки.
  2. Через 2-3 минуты расслабления, не открывая глаз, выполняют визуализацию. Дошкольнику нужно помочь представить различные объекты. Это могут быть статичные или движущиеся предметы. При близорукости хорошо работает смещение фокуса с близкого объекта на дальний, а затем наоборот. Дальнозорким лучше фантазировать о чем-то, расположенном вблизи.
  3. Для более глубокого расслабления и создания однородности зрительного поля можно предложить ребенку представить черные объекты: кошку, собаку, рюкзак, школьную доску и т.д. Хороший результат дает включение в качестве фона классической или легкой инструментальной музыки.
  4. Если ребенок жалуется на появление разноцветных мушек, значит, глазной нерв перенапряжен. Симптом должен пройти спустя 1-2 недели тренировок.
  5. Далее выполняются упражнения для улучшения зрения, не более 4-5 за 1 раз. Общее время занятий должно начинаться с 3 минут и постепенно дойти до 7.
  6. Дети с астигматизмом и косоглазием нуждаются в индивидуальных упражнениях для глаз. Их лучше обсудить с лечащим врачом.

Показания и противопоказания

Тренировки рекомендованы в следующих случаях:

  1. При миопии и астигматизме. Основная цель — расслабление. Если упражнения выполняются с раннего возраста по 3-4 раза в день, вероятность того, что болезнь будет развиваться, снижается.
  2. У одного или обоих родителей есть нарушение зрения. Считается, что гимнастика помогает снизить риск негативной наследственности.
  3. При слабости видения после нагрузок. Если ребенок часто сталкивается с предметами дома или на улице, как бы игнорируя боковое зрение, жалуется на расплывчатость или раздвоение картинки, следует начать делать упражнения. Лучше, если этому будет предшествовать консультация с врачом, который установит природу нарушения.
  4. Когда дети много времени проводят без движения, за чтением, компьютерной игрой или просмотром видео. Чередование активности в этом случае поможет поднять тонус глазных мышц.
  5. Всем школьникам и дошкольникам, посещающим детский сад, если у родителей находится время на контроль тренировок.
Читайте также:  Заворот кишок заворот кишок у детей симптомы Метки признак, признак

Существуют ситуации, когда зарядку для глаз проводить нельзя:

  • послеоперационный период, когда следует избегать дополнительного напряжения мышц;
  • после восстановления сетчатки;
  • когда отрицательные значения миопии слишком высоки;
  • если есть угроза повреждения роговицы.

Пальминг не рекомендуют проводить детям до 3 лет, т.к. есть риск неосознанного механического повреждения глаза.

Основные движения

Движения основаны на смещении фокуса, изменении направления взгляда, разведении глазных осей, мысленной обрисовке контуров предметов. Ребенка просят снять очки, сесть или встать прямо, не сутулиться. Сделать несколько глубоких вдохов, чтобы расслабиться и отвлечься от предшествующей активности.

Комплекс упражнений

Во время ежедневных занятий следует чередовать разные упражнения, подавая их в увлекательной форме. Если какое-то из них ребенку выполнять некомфортно, лучше временно его отложить и попробовать вернуть позднее.

Жмурки

По аналогии с игрой детям предлагают закрыть глаза, сосчитать до 5. Затем открыть и снова начать счет. Необходимо сделать 7-8 таких циклов. Вначале лучше считать вместе с ребенком, чтобы скорость не была слишком высокой. Цель — расслабить мышцы, а не утомить их быстрыми движениями.

Определение расстояния

Нужно нарисовать и наклеить на окно небольшую (1-2 см) яркую метку. Школьник встает напротив окна, но не ближе 25-30 см, после чего переводит взгляд с метки на любой выбранный им объект в отдалении. Делать это следует медленно, задерживаясь в каждой точке на 2-3 секунды. Метку можно перемещать.

При этом будет изменяться не только фокус, но и угол зрения. Сначала взгляд переходит на удаленный предмет слева, затем справа, выше или ниже по вертикали.

Восьмерки взглядом

Это упражнение полезно при астигматизме. Детям младшего возраста на листе бумаги рисуют восьмерку. Рисунок размещают на расстоянии 30 см от лица. Затем просят обвести восьмерку взглядом, следя за тем, чтобы двигались только глаза, а не вся голова. Повторить следует 5-8 раз.

Для школьников рисунок необязателен. Им предлагают представить и мысленно нарисовать цифру движениями глазных яблок. Упражнение можно выполнять и во время пальминга.

Крестики нолики

Детям младшего возраста сначала необходимо объяснить, как устроено поле для игры. Ребенок мысленно представляет себе квадрат, его углы. Затем он должен зафиксировать взгляд на левом верхнем углу квадрата. Перевести его в правый нижний угол. Сместить в правый верхний, а затем опустить в левый нижний. Движения выполняются плавно, медленно. Всего следует сделать 5-8 циклов. Если сложно выполнять упражнение с открытыми глазами, разрешается их закрыть.

Приближение и отдаление

Необходимо подобрать небольшой предмет с яркой деталью. Это может быть однотонный фломастер с контрастным колпачком или леденец на палочке. Предмет удерживают на расстоянии 50 см от лица ребенка. Затем начинают медленно приближать, постоянно напоминая, что взгляд от яркого элемента отводить нельзя. Когда ребенок скажет, что контур вещи расплывается (5-7см от носа), предмет перемещают в обратном направлении. Схема приближений — отдалений: 5 секунд действие, затем 5 — перерыв. Выполняется 6-8 раз.

Легкий отдых

Одно из самых простых упражнений, которое поможет снять напряжение между другими тренировками. Нужно закрыть глаза, досчитать до 15 (или 3 раза до 5 для дошкольников). Потом открыть и повторить все сначала 5-7 раз.

Быстрый поиск

Взрослый помощник называет какую-то вещь в комнате, которая может находиться в поле зрения. Ребенок должен показать этот предмет взглядом, не меняя положения тела и головы. Вещи называют быстро и стараются подбирать их из разных сторон, чтобы глазная мышца работала интенсивно.

В занятия можно привнести элемент игры, используя в качестве фона веселые стишки:

Ссылка на основную публикацию
Укус паука — симптомы, первая помощь и лечение укуса
При укусе каракурта астраханцам необходимо сразу обратиться за медицинской помощью В этом году в отделении острых отравлений городской клинической больницы...
УЗИ почек подготовка к исследованию, что нужно делать перед процедурой
Как нужно подготовиться к проведению УЗИ почек? Ультразвуковой метод обнаружения патологий мочевыводящей системы является одним из наиболее популярных и информативных....
УЗИ проходимости маточных труб цена в Москве — сделать УЗИ проходимости маточных труб в клинике МедЦ
Гистеросальпингография маточных труб По стандартам Всемирной организации здравоохранения о бесплодии у женщин или мужчин говорят, если пара в течение года...
УКУСИЛИ! статьи от специалистов клиники «Мать и дитя»
Что делать, если укусила мошка: первая помощь, устранение симптомов Неприятные последствия после укуса мошки знакомы большинству людей. Возникает множество побочных...
Adblock detector