Студопедия — Психологические знания в работе врача

Психология в профессии врача

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ В РАБОТЕ ВРАЧА

Для пропаганды учебной дисциплины (сейчас принято называть ) в медицинском вузе не требуется много усилий. Всем ясно, что врач должен владеть этими знаниями. Причем не только для того, чтобы конструктивно общаться с пациентами. Ведь данная профессия относится к системе и дает значительную эмоциональную нагрузку самому специалисту. Конечно, проработав много лет, врач начинает более тонко чувствовать своих пациентов, овладевает психологией общения, но и сам более часто, чем в начале профессионального пути, испытывает усталость и неудовлетворенность. Поэтому профессионально-психологические знания и умения должны входить в квалификационную характеристику врача, так как именно специалисты с большим стажем отмечают, что им не хватает в работе этих знаний, мешает отсутствие навыков. Психология (как наука, так и практика) должна пронизывать все годы обучения в вузе и до- и постдипломного обучения. Но так как знания устаревают, а навыки вырабатываются в течение долгого времени путем множественных систематических повторений, поэтому и говорится, что хороший врач учится всю жизнь. Практическим врачам лекции и практические занятия организованы на курсах повышения квалификации по психологии общения, проблемам саморегуляции, умению управлять своими эмоциями. Это очень важно для понимания причины появления весьма распространенного среди медработников синдрома эмоционального выгорания, который выражается в усталости и даже разочаровании в профессии. Выбор профессии врача, как показал опрос 700 студентов, у большинства из них был связан с желанием помогать людям (до 76%). Вероятно, работающие врачи в юности тоже мечтали об этом, но сегодня при опросах только четвертая часть вспоминает об этом при заполнении анкеты. Вероятно, существующее положение в системе здравоохранения не всегда позволяет врачам осуществить благородное желание. Среди работающих врачей и студентов процент тех, кто продолжает семейную традицию, стабильный: 22% у врачей и 23% у студентов. Тема семейной преемственности в медицине ждет продолжения, врачебные династии определенно имеют интересные психологические закономерности.

Издание: Экология человека
Год издания: 1999
Объем: 2с.
Дополнительная информация: 1999.-N 4.-С.59-60
Просмотров: 1601

Психология в профессиональной деятельности медицинской сестры

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Оргвзнос: от 15 руб.

Идет приём заявок

VI Международный дистанционный конкурс «Старт»

Идет приём заявок

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Наградные и подарки

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Профессиональная образовательная организация «Астраханский базовый медицинский колледж» Презентация на тему: «Психология в профессиональной деятельности медицинской сестры

Психология как наука Психология как наука занимает промежуточное место в системе между общественными науками с одной стороны, естественными — с другой, техническими — с третьей. Многогранность проблем человека значима не только для психологии, но и для медицины. В центре внимания всех ученых остается человек, как главное действующее лицо современного прогресса. Медицина и психология – это науки, дающие знание о человеке, об особенностях его организма и возможностях воздействия на него. Психология помогает лучше разобраться в собственных эмоциях и переживаниях окружающих. Особенно она важна для медицинского работника, важнейшей целью которого является понимание психологического состояния пациента. Знание психологии позволяет научиться управлять своим поведением и преодолевать порой возникающее непонимание и запутанную речь пациента при общении с ним.

Читайте также:  Признаки жизнеспособности; Студопедия

Профессия медицинского работника Профессия медицинского работника — это специфическая отрасль науки, для занятий которой нужны вполне определенные задатки и способности. Она требует высоко развитого уровня эмпатии, немаловажную роль при этом играет темперамент медицинского работника и его коммуникабельность. Одной из основ сестринской деятельности является умение медработника понять, выслушать больного человека, что представляется необходимым для формирования контакта и оказывает благоприятное взаимодействие на психологический контакт медработника и пациента.

Задача медицинского работника Русский терапевт М.Я.Мудров детализировал, что «одни люди заболевают от телесных причин, другие от душевных возмущений». Следовательно, задача медицинского работника — понимать психологическую сущность состояния пациента с тем, чтобы снять травмирующее воздействие, порождающее душевное «возмущение», так как его присутствие будет препятствовать и лечению любого недуга. Нужно переориентировать больного на мысли о выздоровлении, пробуждая веру в себя, в свой организм и его защитные силы независимо от этиологии заболевания.

Особенности взаимодействия медицинского персонала и пациента Взаимодействие между пациентом и медицинским работником не есть нечто не всегда заданное. Под воздействием различных обстоятельств они могут изменяться, на них могут повлиять более внимательное отношение к больному, более глубокое внимание к его проблемам. При этом сами хорошие отношения медработника и пациента способствуют и большей эффективности лечения. И наоборот — положительные результаты лечения улучшают взаимодействие между пациентом и медработником. При общении с пациентом необходимо оценить серьёзность жалоб, манеру их предъявления, отделить главное от второстепенного, не обижая больного недоверием. Всё это требует большого такта, в особенности, когда речь идёт о выяснении душевного состояния, психических травм, играющих большую роль в развитии болезни. Во время общения больного нужно всегда учитывать его культурный уровень, степень интеллектуального развития, профессию и другие обстоятельства. Следует избегать пустых, ничего не значащих слов, то есть нельзя предложить стандартную форму разговора медработника с пациентом. Здесь необходимы изобретательность и творческое отношение.

Задача медицинской сестры Профессиональная активность медицинской сестры направлена на достижение пациентом оптимального уровня жизнедеятельности. Задача медицинской сестры — сделать пациента активным борцом за поддержание и восстановление собственного здоровья. При этом действовать она должна так, чтобы цели её деятельности были внутренне приняты пациентом. Медицинская сестра выступает в роли организатора условий по поддержанию и восстановлению исполнителя всего, что нужно для достижения цели. Результат этой совместной деятельности медсестры и пациента будет зависеть от уровня взаимопонимания во всем, что касается целей, планов, действий. Представление об идеальной медсестре среди врачей и пациентов диаметрально противоположно: врачу, в первую очередь, нужна рядом — медсестра умелая, а пациенту — медсестра общающаяся.

Читайте также:  Что такое псориатический артрит

Отношения медицинского работника и пациента Одной из основ сестринской деятельности является умение медработника понять, выслушать больного человека, что представляется необходимым для формирования контакта и оказывает благоприятное взаимодействие на психологический контакт медработника и пациента. Взаимодействие между пациентом и медицинским работником не есть нечто не всегда заданное. Под воздействием различных обстоятельств они могут изменяться, на них могут повлиять более внимательное отношение к больному, более глубокое внимание к его проблемам. При этом сами хорошие отношения медработника и пациента способствуют и большей эффективности лечения. И наоборот — положительные результаты лечения улучшают взаимодействие между пациентом и медработником.

Синдром эмоционального выгорания Одно из первых мест специальностей, подверженных высокому риску возникновения синдрома эмоционального выгорания, занимает профессия медицинской сестры. Сталкиваясь с негативными эмоциями, медсестра невольно вовлекается в них, в силу чего начинает и сама испытывать повышенное эмоциональное напряжение. Более всего риску возникновения СЭВ подвержены лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. Настоящий медик в их представлении — это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией. Выделяют три типа медсестер, которым угрожает эмоциональное выгорание: -первый тип — «педантичный» — для него характерна добросовестность, возведенная в абсолют, чрезмерная, болезненная аккуратность, стремление в любом деле добиться образцового порядка (даже в ущерб себе); — второй тип — «демонстративный» — такие люди стремятся первенствовать во всем, всегда быть на виду; этому типу свойственна высокая степень истощаемости при выполнении даже незаметной рутинной работы; — третий тип — «эмотивный» — к нему относятся впечатлительные и чувствительные люди; их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничат с патологией, с саморазрушением. Условия труда медсестры отличаются определенной спецификой, которая может быть значимой для формирования синдрома эмоционального выгорания. Большая производственная нагрузка, круглосуточный режим работы требуют высокий функциональной активности организма и могут быть квалифицированы как ведущие патогенные профессиональные факторы.

Профилактика синдрома эмоционального выгорания Предупреждение эмоционального выгорания предусматривает следующие направления: — обучение эффективным стилям коммуникации и методам разрешения конфликтных ситуаций; — тренинги, стимулирующие мотивацию саморазвития, личностного и профессионального роста; — антистрессовые программы и группы поддержки, ориентированные на коррекцию самооценки, развитие уверенности, социальной смелости, эмоциональной устойчивости и психофизической гармонии. Хороший климат внутри коллектива, ощущение адекватной эмоциональной поддержки коллег и администрации — это мощный ресурс предупреждения и устранения профессионального стресса. Чувство защищенности, возможность доверительно обсуждать вопросы, связанные со стрессом в работе, позволяют снизить напряженность, тревогу, а также нередкие агрессивные проявления. Существуют немало конкретных способов преградить путь синдрому эмоционального выгорания — это: — развитие других интересов, не связанных с профессиональной деятельностью; — поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания; — наличие друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс; — стремление к желаемому, без цели стать победителем в любом случае;

Читайте также:  Квикс инструкция, состав, показания, действие, отзывы и цены

Профилактика синдрома эмоционального выгорания — умение проигрывать без самоуничижения и агрессивности; — открытость новому опыту; — умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и в жизни; — чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы просто для собственного удовольствия; — участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом; — периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно; — участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить возникшие личные проблемы, связанные с работой; — хобби, доставляющее удовольствие. Каждой медсестре необходимо обрести современные знания, как предотвратить вредные последствия стресса, изменить свои привычки в соответствии с этими знаниями, что включает здоровый образ жизни и позитивные жизненные установки.

Заключение Наличие психологической подготовки медицинского работника и изучение психологии в системе среднего медицинского образования способствуют существенному повышению качества лечения пациентов и подготовке высококвалифицированных специалистов, способных целенаправленно передавать свой опыт другим, что рассматривается в современном обществе как наиболее значимая ценность, формирующая фундамент развития креативной личности, смело смотрящей в будущее.

Зачем медицинскому работнику знания психологии?

Мой папа был врач. Очень хороший врач.

Он всегда говорил, что выслушать больного и поговорить с ним — это наполовину вылечить его.

Врач своим вниманием и правильным настроем больного на выздоровление дает больному огромный заряд энергии, чтобы справиться с болезнью. А иногда и веру в то, что болезнь можно одолеть или задержать ее развитие.

Сейчас врачи торопятся. Вечно торопятся. Им некогда слушать больного и разговаривать с больным они тоже не желают. Они считают, что больной человек сам себя должен настраивать на выздоровление.

Да, здоровый человек это еще сможет сделать. Но те, кто болен — не всегда. У них едва хватает сил выздоравливать. Поддерживать должен врач. Вот для этого ему и нужны знания по психологии.

Я сейчас оформляю ИПР — индивидуальную программу по реабилитации.

Я давно на инвалидности. Тогда еще не было никаких ИПР. И мне было страшно, что могут отказать или чем-то обидеть или унизить.

У меня было 4 врача.

Молоденькая эндокринолог, которая нужна была мне больше всех, отделалась ничего не значащим разговором по телефону. Хирург, солидный мужчина, просто попил у меня чаю.)

И только глазной врач отнесся так, как работал мой папа. И еще невролог, который заверил, что они создадут все условия, чтобы моя жизнь стала лучше. Оба они молодые люди. Но у них правильное отношение к больным.

Так что всё зависит от человека. Даже если врачей насильно будут учить психологии, то не все ей воспользуются. Ее учтут только те, кто по призванию пошел работать врачом.

Ссылка на основную публикацию
Студопедия — АППЕНДЭКТОМИЯ
Аппендэктомия по волковичу дьяконову ход операции Аппендэктомия. Операции при аппендиците. Как удаляется червеобразный отросток? Доступ при аппендэктомии. Как правило, используется...
Стоматологическая клиника адреса, телефон, отзывы о врачах, Москва, м
Стоматологическая клиника «Зуб.ру» (филиал на ул. Новая Басманная) Адрес 107078, Москва, ул. Новая Басманная, д. 10, стр. 1 , Басманный...
Стоматологическая клиника Парнас Дент ВКонтакте
Стоматология у метро Парнас Лучшая стоматология — рейтинг, адреса и телефоны проспект Энгельса, 143к1, метро Парнас • 8 (812) 245-30-03...
Студопедия — Биосинтез ТАГ
Биосинтез ТАГ В почках, стенке кишечника, печени высока активность глицеролкиназы.В мышцах, жировой ткани активность глицеролкиназы низкая и образование глицерол-3-фосфата связано...
Adblock detector