Статья по логопедии по теме ДИСЛЕКСИЯ — нарушение чтения

Направления и приемы работы по коррекции дислексии у младших школьников

Маркова Ольга Анатольевна
Направления и приемы работы по коррекции дислексии у младших школьников

1. Дислексия у младших школьников — это стойкое, избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий обучения.

Расстройство проявляется в следующих симптомах:

1) побуквенное чтение;

2) замена и перестановка букв

3) пропуск букв, слогов и предлогов

4) искажение слов

5) чтение по догадке

6) неправильное понимание смысла прочитанного

Причинами дислексии могут быть:

1) Наследуемая от родителей качественная незрелость головного мозга в его отдельных зонах

2) патологии беременности и родов,

3) травмы, инфекции первых лет жизни, приведшие к органическому поражению ГМ.

4) социальные причины. К социальным причинам относятся:

• негативная среда для общения;

В силу всех этих факторов не формируется разговорная речь ребенка, что и служит пусковым механизмом развития дислексии. Также к социальным причинам относят:

• двуязычие в семье;

• быстрый темп обучения.

ОСНОВНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ работы по коррекции дислексии являются:

1) упрОчение звукобуквенных связей

2) автоматизация слогослияния

3) формирование понимания текста

Чтобы выбрать наиболее эффективные приемы коррекции, надо разобраться, с каким видом дислексии мы имеем дело. Сейчас я буду давать краткое описание вида дислексии и сразу переходить к приемам работы по коррекции именно этого вида. Всего их выделяют 6:

1) Фонематическая дислексия обусловлена несформированностью фонематической системы. Недоразвитие фонематического слуха ведет к замещению и смешиванию оппозиционных фонем: звонкие-глухие, твердые-мягкие, свистящие – шипящие, аффрикаты и их составляющие. Недоразвитие фонематического анализа и синтеза ведет к побуквенному чтению, искажению слоговой структуры слова, вставкам, пропускам, перестановкам звуков, трудностям чтения обратного слога и стечения согласных.

Важнейшей задачей при этом виде д. является, конечно же, постановка и автоматизация всех звуков. И, одновременно с этим –развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ:

• Придумать слова, начинающиеся на определенный звук или с этим звуком в середине или конце слова

• Придумать слова из 3, 4 и т. д. звуков

• Поднять цифру с количеством звуков в слове

• Придумать цепочку слов, в которой новое слово начинается на тот звук, которым закончилось предыдущее

• Распределить картинки в зависимости от количества слогов в слове

• Составить слово (и даже предложение) из первых слогов на предлагаемых картинках

2) Семантическая дислексия. Характеризуется нарушенным осмыслением безошибочно прочитанного слова или текста. Встречается при послоговом или курсорном (то есть беглом, но неосмысленном) чтении и обусловлено недоразвитием звукослогового синтеза.

• Прочитай слово и покажи картинку

• Прочитай слово и выполни соответствующее действие

• Прочитай слово и объясни, что это?

• Выбери из текста предложение, соответствующее сюжетной картинке

• Найди в тексте ответ на заданный вопрос

• Разложи серию сюжетных картинок в соответствии с прочитанным текстом

После прочтения текста:

• помести картинку в нужное место

• найди ошибку в последовательности картинок

• Найди ошибку в тексте на основе правильной последовательности сюжетных картинок

• Вставь слово в предложение

Для уточнения и систематизации лексического запаса используются следующие приемы:

• Подбор синонимов и антонимов к словам прочитанного текста

• Нахождение в тексте синонимов и антонимов

• Подбор родственного слова к прочитанному

• Соотнесение прочитанного слова с обобщающим понятием

• Расширение объема обобщающего понятия, например, «Бежать – это быстро передвигаться. А какие еще ты знаешь движения людей или животных?»

• Придумывание глаголов или прилагательных к существительному, например, «дождь что делает: — капает, моросит, идет, шумит, льет и т. д.»

• Подбор к прочитанному названию животного названия его детеныша и или жилища

3) Аграмматическая дислексия обусловлена недоразвитием ГСР. Проявляется в неправильном чтении окончаний в словах всех частей речи, путанице в правильном построении слов в нужном числе и роде. Аграмматизмы присутствуют у ребенка, конечно же, не только при чтении, но и в разговорной речи, и при письме. Поэтому приемы коррекции аграмматической дислексии будут работать над формированием ГСР ребенка в целом. Итак:

• Игры на формирование функций словоизменения «один-много», «скажи ласково», «чья картинка» (мое солнышко, моя кошка, «без чего нарисовал художник картинку,» (стол без ножки, чайник без ручки).

• Игры на формирование функций словообразования, например «Професии»-воспитывает детей…кто? – Воспитатель, а учит детей кто?; «Образуй действие»: красный–краснеть, а зеленый-?

• Составь предложение по картинке и выложи фишками схему предложения под картинкой

• Вставь словосочетание в предложение (подбираются предложения с одним и тем же словосочетанием в разных падежах)

• Составь словосочетания, используя слова из 1 и 2 столбика

• Работа с деформированными предложениями

• Работа с деформированным текстом

4) Мнестическая дислексия обусловлена нарушениями слухоречевой памяти, вследствие чего у ребенка затруднено образование связи между звуком и зрительным образом буквы. Ребенок НЕ ЗАПОМИНАЕТ буквы, смешивает их, заменяет при чтении (не запоминает названия букв).При работе с такими детьми все задания направлены на развитие разных видов памяти -зрительной, слуховой, двигательной.

• Обрисовывание буквы по ТРЁХМЕРНОМУ шаблону

• Выделение контура гласных букв – красным цветом, согласных-синим, с помощью ватных палочек и краски

• Лепка букв из пластелина

• Выкладывание букв из мелких предметов (бисера, пуговиц, скрепок, спичек)

• Вырезание букв из бумаги и картона

• Изображение букв с помощью тела с произнесением соответствующего звука

• Игра «Чудесный мешочек» (угадывание буквы или нахождение нужной)

Для восстановления работы различных отделов мозга, отвечающих за разные формы восприятия, используем задания:

• Рисование двумя руками

• Игра «Сегодня главная – левая»

• Игра «Руки-подружки»- пишем буквы поочередно то правой, то левой рукой

• Так же используем разные руки при ловле мяча и в играх с другими предметами

5) Оптическая дислексия. Проявляется в том, что школьник путает и меняет буквы, похожие по ВНЕШНЕМУ виду. При чтении текста ребенок перепрыгивает с одной строки на другую. Иногда может проявиться чтение зеркального типа — ученик читает справа налево.

Для коррекции оптической дислексии педагоги придумали, пожалуй, НАИБОЛЬШЕЕ количество разных игр, заданий и упражнений. Поэтому разделим их на 4 группы, в зависимости от решаемой задачи (так как время моего выступления ограничено, я покажу лишь небольшую их часть):

Читайте также:  Хронотропный и инотропный эффект

1) С целью развития зрительного гнозиса предлагаются следующие задания:

• Назвать контурные изображения предметов.

• Назвать недорисованные контурные изображения предметов.

• Назвать перечеркнутые контурные изображения.

• Выделить контурные изображения, наложенные друг на друга

• Определить, что неправильно нарисовал художник

• Распределить изображения предметов по их реальной величине (предлагаются одинаковые по величине изображения предметов, реально различающиеся по величине).

• Найти заданную фигуру среди двух изображений, одно из которых адекватно предъявленному, а второе представляет собой зеркально расположенное изображение.

2) С целью развития зрительной памяти предлагаются следующие задания:

• Запомнить 4-5 картинок (или фигур, цифр, букв, а затем отобрать их среди других 8-10.

• Разложить 3-4 картинки, буквы, цифры или фигуры в той же последовательности, в какой они предъявлялись.

• Игры «Чего не стало?» и «Что изменилось?»

3) При формировании пространственных представлений и восприятия необходимо учитывать закономерности их развития в онтогенезе и в связи с этим проводить логопедическую работу по следующему плану:

• дифференциация правых и левых частей тела;

• ориентировка в окружающем пространстве;

• определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв (что сверху, что снизу, слева, справа, выше, ниже, в начале, в конце и т. д)

4) Для формирование буквенного гнозиса, дифференциации зрительных образов букв используем такие приемы:

• Найти букву среди графически сходных

• Соотнести буквы, выполненные разным шрифтом

• Определить буквы, находящиеся в неправильном положении

• Узнать буквы по их зеркальному изображению

• Показать правильную букву среди пар букв, правильно и зеркально изображенных.

• Назвать или записать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями

• Обвести контуры букв, выполненные пунктиром.

• Назвать буквы, наложенные друг на друга.

• Сконструировать буквы из элементов.

6) Шестой вид – это тактильная дислексия, свойственная для незрячих детей, читающих по азбуке Брайля. Об этом виде дислексии подробно говорить мы не будем. Это объект внимания тифлопедагогики. Скажу лишь, что проявляется она в том, что в момент чтения ученики перемещаются с одного ряда во второй, пропускают буквы и словосочетания, искажают смысловое значение прочитанного, при этом они склонны к хаотичным махам руками.

P.S. Дислексию называют проблемой гениев. Этим нарушением страдали многие известные люди: Ганс Христиан Андерсен, Уинстон Черчилль, Альберт Эйнштейн, Уолт Дисней, Джордж Буш, Квентин Тарантино.

Поэтому, пожалуйста, проявляйте терпение к своим дислексикам, ведь, возможно, вы сами войдете в историю как логопед очередного гения!

EduNeo

актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.

Игры-упражнения для коррекции дисграфии и дислексии: для детей и взрослых

В настоящее время все чаще и чаще учителя сталкиваются с учениками, у которых наблюдаются нарушения чтения и письма. Родители спрашивают: “Что делать? Я не знаю, чем помочь?”, а учителя пожимают плечами: “Учите правила, чаще читайте вслух!” и отправляют к логопеду или дефектологу. Хорошо, если он есть в школе, а что делать, если его нет? Такие проблемы чаще всего пускаются на самотек: ошибки в чтении и письме перерастают в пропуски знаков и индексов при решении задач по математике, физике, химии. Ученик получает плохие оценки, и формируется стойкое нежелание учиться.

Еще тяжелее взрослому обучающемуся, который знает о своих проблемах, но не знает, что с этим можно сделать, как исправить. Больше всего проблем возникает с технической терминологией и аббревиатурами.

В статье будут представлены три игры-упражнения, которые можно использовать для коррекции нарушений чтения и письма.

Нейрораскраски для коррекции дисграфии:

Термины

Дислексия – специфическое нарушение процесса чтения. Она может проявляться в неразличении смысла прочитанного текста, в трудности усвоения и запоминания букв и звуков, замене букв при чтении, в изменении падежных окончаний и т.д.

Дисграфия – специфическое нарушение процесса письма. Она может проявляться в замене звуков близких по звучанию, искажении слова и предложения, использовании обратного порядка слов в предложении, искажении букв при письме и т.д.

Дислексия и дисграфия – это большой синдром, включающий нарушения предпосылок интеллекта, когнитивную незрелость, языковую недостаточность, фрустрационные нарушения, соответствующие поведенческие реакции, и наконец непосредственно нарушения письменной речи. (Корнев А.Н.)

Так как виды нарушений при дислексии и дисграфии схожи, то и корректировать их можно вместе.

По мнению ученых, без сотрудничества учителя и родителей успех в коррекции недостижим. Основываясь на своем опыте работы, автор считает, что родителей необходимо информировать обо всех результатах исследований и обсуждать их с ними. Родители должны знать цели коррекции, ближайшие и отдаленные, ожидаемый результат и предполагаемые сроки коррекционной работы. Это необходимо не только из этических соображений, но и способствует вовлечению родителей в работу и формированию у них трезвого взгляда на вещи. Основная задача родителей – закрепление навыков, усвоенных ребенком.

Онлайн-курс для педагогов, родителей и нейропсихологов “Дети с трудностями в обучении”:

  • Мозг. Инструкция по применению. Как воздействовать на мозг.
  • Дислексия, дисграфия. “Тревожные звоночки”, адаптация учебных материалов. Организация обучения (в группе, дома, индивидуально). Простые упражнения.
  • СДВГ: как учить и что делать.
  • Адаптация учебных материалов и организация пространства, времени, выполнения дз.
  • Снятие психо-эмоционального напряжения (простые упражнения).
  • ПМПК и тьюторство.

Упражнения

Игра-Упражнение №1. Работа над запоминанием слов и терминов (их графического варианта)

Составь словарные слова (или термины, для взрослых слушателей) из слогов, обведи их разными цветами.

Речевой материал для первоклассников: алфавит, ворона, закон, зашёл, звонят, учебник, учитель, клеить, ковер.

Речевой материал для курсантов и слушателей по терминологии (пример): анализ, синтез, верификация, безопасность, авария, багор, автонасос, ликвидация, поджог.

! Если это возможно, используйте разбивку слова или вставляйте изображения и прочие визуальные подсказки, чтобы улучшить понимание.

Игра-Упражнение №2. Работаем над порядком слов, чтобы помочь ребенку/взрослому в понимании текста.

Вариант для детей.

Добавляя по одному слову, составьте предложения по картинке. Обязательно следите за тем, чтобы ребенок соблюдал порядок слов.

Картинка к упражнению

____ _____ на ________

____ _____ на____ с____.

_____ _____ на___ с ____ ____.

Вариант для взрослых обучающихся.

Правила игры просты, но потребуется некий инвентарь — специальные карточки. Вообще, существует реальная игра, она называется Dixit (Диксит), но не всем по карману ее приобрести. Поэтому, можно создать некие ее элементы самостоятельно. Суть заключается в следующем: игрокам раздается по шесть карточек. На них изображены различные картинки — практически сюрреализм.

Например — покосившийся якорь, посреди пустыни.

Пример карточек для игры

Суть игры-упражнения

  • Какие ассоциации приходят в голову?
  • Их нужно сформулировать в одной фразе — и озвучить ее остальным.
  • Основное условие: фраза должна быть построена с соблюдением порядка слов. Инверсия и нелогичность недопустимы.
  • Игроки выбирают из своего набора подходящую карточку по описанию и выкладывают ее на стол.

Секрет в том, что описание должно быть многогранным, и выигрывает тот, чью карточку отгадали не сразу.

  • Но, важным элементом является то, что если никто вообще не смог идентифицировать вашу карточку, вы лишаетесь очков.
  • Кстати, сами карточки, а вернее картинки, в домашних условиях можно найти и распечатать из интернета.
Читайте также:  Отрицательные черты характера для резюме - Образцы

Игра-упражнение №3.

Вариант для детей.

Игра морской бой (позаимствована у Бобкиной О.Г. – логопед средней общеобразовательной школы №5 п. Тавричанка Надеждинского района Приморского края). Работаем над ориентацией на плоскости, совершенствуем слоговой анализ и синтез, формируем активный и пассивный словарь учащихся.

Детям предлагается игровое поле, на котором изображены корабли с написанными на них слогами: учитель/родитель называет место на поле, а дети отыскивают его и называют написанный на нем слог.

Если корабли называются в определенной последовательности, то из слогов можно составить слова. Для этого названные слоги выписывают, а потом синтезируются.

Речевой материал:

Учитель/родитель: Учащиеся:

Е-1, Д-7, А-9 ТАН, КА, ПИ = КАПИТАН

Е-8, Ж-4 СКОЙ, МОР = МОРСКОЙ

Б-4, К-7 РЕГ, БЕ = БЕРЕГ

К-5, А-7 ЯК, МА = МАЯК

З-5, А-1 ПРО, ЛИВ = ПРОЛИВ

Ж-7, Г-2, З-3 РАБ, КО, ЛИ- КОРАБЛИ

Ж-10, И-3 РОД, ГО- ГОРОД

И-8, Д-3 СИР, БУК- БУКСИР

Е-5, Б-6, БУХ, ТА- БУХТА

Г-10, Б-2 РОМ, ПА- ПАРОМ

И-6, Д-9 ШТУР, ВАЛ- ШТУРВАЛ

Игровое поле

Вариант для взрослых обучающихся.

Игра “Пожарный Крокодил”. Работаем над развитием наблюдательности, внимательности, навыков строить логические цепочки.

Правила очень просты. Участники делятся на две команды. Первая команда загадывает слово и сообщает его представителю соперников. Это – избранный, который должен изобразить слово с помощью пантомимы своей команде. Изображающий говорить не может, но участники его команды могут задавать ему вопросы, перечислять появляющиеся варианты. Кивать головой «да» или «нет» изображающему слово разрешается – но не больше! В это время команда, загадавшая слово, может просто покатываться со смеху, видя усилия противников, часто долгое время безрезультатные. Если слово отгадано, команды меняются ролями. Конечно, для изображения каждый раз выставляется новый игрок.

Для тех, кто только осваивает игру, можно начать с элементарного. Сложнее будет с абстракциями: например, долго отгадывалось слово «множество». А теперь представьте сами, как можно изобразить «совершенство»? Если со словами более или менее разобрались, можно переходить к изображению словосочетаний, потом – пословиц.

Для разминки: рукав, управление, пожар, действие, документ, партнер, парад

Словосочетания: пожарная каланча, материальный ущерб, пожарная команда, эскиз пожара.

Поговорки и пословицы

  1. За битого двух небитых дают
  2. Слезами горю не поможешь
  3. Сон на одном боку — тридцать шесть часов.
  4. Любишь кататься — люби и саночки возить
  5. Один в поле не воин
  6. Клин клином вышибают
  7. Слово не воробей — вылетит, не поймаешь
  8. Спит, как полковая лошадь.
  9. Как вы лодку назовёте — так она и поплывёт
  10. Что сгорит, то не сгниет.
  11. Пожарный спит — Родина богатеет.
  12. Сколько волка не корми — он всё в лес смотрит
  13. Глаза боятся, а руки делают
  14. Метил в пятку, да в нос попал.
  15. Любишь говорить — люби и слушать.

Практический материал дан по мере сложности заданий: от букв, слогов, до чтения предложений и различных видов текстов. Задания носят игровой, развивающий характер.

Причины трудностей обучения в школе и вузе очень разнообразны, поэтому и игровые методы должны быть строго дифференцированы и индивидуализированы, то есть соответствовать механизмам проблем обучения и поведения в учреждении, выявляемым при комплексном нейропсихологическом обследовании, а также полу, возрасту и индивидуальным особенностям личности ребенка.

1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие – СПб.: МиМ, 1997. – 286 с.

Для учащихся с дислексией (английский язык):

Дислексия у младших школьников: коррекция, упражнения

До поступления в первый класс ваш ребенок был таким, как и все остальные дети: бегал, прыгал, читал стихи наизусть, занимался лепкой, рисованием, может быть даже посещал какие-то кружки и спортивные секции – словом рос нормальным, активным и здоровым ребенком. И вот, начав учиться в школе, вы сталкиваетесь с проблемой: ребенок не хочет идти в школу, поскольку не успевает по предметам. Как нормальный родитель, вы идете к классному руководителю и слышите от него, что ваш малыш не воспринимает письменную речь и, возможно, вам следует обратиться к врачу. К какому врачу вести ребенка, как бороться с возникшей проблемой и что такое «дислексия» — читайте в материалах этой статьи.

Что такое дислексия

Дислексия – это нарушение восприятия письменной речи. В возрасте 7-8 лет, в начальной школе, ребенок с дислексией начинает испытывать трудности на уроках чтения: он читает медленнее, чем его одноклассники, путает отдельные слоги, не может составить слово из букв. При этом в остальном его умственное развитие не нарушено. Для того, чтобы считаться патологией, такие изменения должны быть стойкими и не являться следствием слепоты, тугоухости либо отсутствия благоприятных условий для обучения.

Впервые дислексия была открыта в 1887 году Рудольфом Берлином. Он описал мальчика, который был не способен научиться читать, несмотря на высокий уровень интеллектуальных способностей. Интересно, что взрослые, страдающие этим отклонением, могут читать тексты в любом направлении: как слева направо, так и справа налево, а 10% даже демонстрируют более высокую скорость чтения в обратном порядке.

Виды дислексии

В результате понижения активности в некоторых участках головного мозга у детей развиваются различные виды дислексии. Всего в медицинской практике насчитывают 5 видов этого заболевания: фонематическая, семантическая, аграмматическая, оптическая и мнестическая дислексии. Рассмотрим каждый вид в отдельности.

Фонематическая дислексия

Фонема (или слог) – это единица слова, от которой зависит его смысл, хотя сама по себе никакого значения она не несет. Дети с этой формой дислексии могут путать близкие по звучанию слова (шок-сок, дверь-зверь), изменять порядок букв в слове или слогов (липа – пила, кабан-банка, сосна-насос и так далее).

Семантическая дислексия

Техника чтения в этом случае не нарушена, ребенок правильно озвучивает написанные буквы и слоги. Однако значение слов ускользает от него, они воспринимаются так, будто не связаны между собой смысловыми и синтаксическими взаимоотношениями.

Этот вид дислексии еще называется механическим чтением. Такие дети не могут пересказать смысл прочитанного, и значительно лучше воспринимают новую информацию на слух.

Аграмматическая дислексия

Аграмматическая дислексия выражается в неспособности согласовать окончания слов между собой. Этот тип патологии чаще сопровождается другими нарушениями речи (например, нарушением понимания устной речи). Аграмматический дислектик использует неправильное число или род, не подходящие по смыслу падежи (красивый тетрадь, в шкафам, большая дядя и так далее).

Оптическая дислексия

Ребенку трудно отличить буквы, похожие по написанию между собой. Это может касаться букв, близких визуально (О-С, Р-В) или тех, которые состоят из схожих, но по-разному расположенных частей (П-Н, Г-Т). В этом случае при чтении ребенок путает буквы в слогах, неправильно читает слова и предложения.

Мнестическая дислексия

При этой форме ребенок не может запомнить, как выглядит та или иная буква в принципе. Особой подгруппой является тактильная дислексия, которая развивается у слепых детей, неспособных овладеть шрифтом Брайля.

Читайте также:  Затемнение на легких при рентгене темные, белые, светлые пятна

Признаки дислекции у дошкольников

Дислексию очень тяжело заподозрить в раннем возрасте, пока ребенок не начнет учиться читать. Тем не менее, некоторые косвенные признаки должны вызывать у родителей настороженность.

Для того, чтобы в домашних условиях родители могли определить, нуждается ли их ребенок в консультации врача логопеда, рекомендуем пройти своеобразный тест и ответить на следующие вопросы. За каждый утвердительный ответ засчитывайте себе 1 бал.

Итак, тест на определение возможных нарушений.

  1. Ребенок научился говорить поздно, медленно пополняет словарный запас или долго не может вспомнить название какого-либо предмета.
  2. Иногда возникает путаница в порядке расположения букв в слове или целых слогов, это сильнее выражено при пересказе сказок или мультфильмов и меньше в повседневном разговоре.
  3. Проблемы с запоминанием геометрических фигур, ребенок путает названия или затрудняется нарисовать нужную фигуру.
  4. Медленное освоение навыков мелкой моторики (завязывание шнурков, застегивание пуговиц), нарушение координации движений. Часто такие дети путают правую и левую сторону.
  5. Элементарные навыки письма или рисования даются малышу очень тяжело.
  6. Ребенку неудобно держать ручку или карандаш, он старается избегать рисования, не может копировать простые символы (палочки, кружочки) или воспроизводит их с ошибками (путает плюс и минус).

Если вы утвердительно ответили на 2 и более вопросов, найдите время ,чтобы посетить логопеда.

В дальнейшем, по мере того, как ребенок начинает готовиться к школе и осваивать азы умения читать, могут появляться жалобы на головную боль, быструю утомляемость. Такие дети стараются под любым предлогом избежать чтения, не понимают смысла написанных слов, не могут пересказать текст. Иногда дислектик может прищуривать один глаз во время чтения, держать книгу под углом или вверх ногами.

Очень часто такие дети эмоциональны, тревожны, испытывают трудности при общении со сверстниками, могут становиться объектом насмешек в детском коллективе.

Причины дислекции у дошкольников

Вероятно, многих родителей интересует, с чем же связано возникновение подобного заболевания у детей, считается ли вообще подобное состояние болезненным. В соответствии с принятым в 2015 году определением, Международная ассоциация дислексии считает дислексию нарушением нейрологического происхождения. Фактически, нарушается формирование ассоциативных связей между участками коры больших полушарий, то есть данные, полученные во время чтения, не соотносятся с информацией, которая хранится в памяти ребенка.

Причины подобного нарушения связаны с множеством негативных факторов, воздействующих на ребенка. Сюда относят и генетическую предрасположенность, и особенности эмбрионального развития плода во время беременности и многое другое. Рассмотрим причины дислексии более подробно.

Дислексия может передаваться по наследству, поэтому нередко встречаются случаи проявления ее у близких родственников. В настоящее время известно несколько генетических мутаций, наличие которых существенно увеличивает вероятность развития дислексии: DYX1C1, KIAA0319, DCDC2. Близнецовые исследования также подтверждают высокий уровень наследуемости данной патологии (среди однояйцевых близнецов она встречается значительно чаще, чем среди разнояйцевых).

Формирование дислексии может быть связано с минимальной мозговой дисфункцией, которое возникает из-за кислородного голодания головного мозга плода во время беременности или при родах.

Причины недостатка кислорода во внутриутробном периоде:

  • анемия тяжелой степени у матери во время беременности
  • пороки сердца
  • фетоплацентарная недостаточность
  • предждевременная отслойка плаценты
  • аномалии развития пуповины
  • инфекционные заболевания (корь, грипп, краснуха и т.д.)
  • алкогольная интоксикация

У детей, больных дислексией, нарушена функция височной доли левой половины головного мозга (задняя часть левой средней височной извилины). Часто встречается ассиметрия коры полушарий, левое полушарие развито недостаточно (поэтому иногда дислексию связывают с латентной склонностью ребенка к тому, чтобы быть левшой).

Еще одна теория связывает дислексию с патологией мозолистого тела – это структура, которая обеспечивает функциональную связь полушарий между собой. Эти данные получены с помощью нейровизуализационных методик (КТ, МРТ, ПЭТ).

Безусловно, нельзя игнорировать значение социальных факторов в формировании дислексии. К этим причинам относятся дефицит общения ребенка с родителями, неблагоприятный психологический климат в семье, мало внимания, которое уделялось развитию и воспитанию дошкольника.

Методы коррекции дислексии у детей

Крайне важно начать коррекцию дислексии в возрасте до 10 лет. Лечением дислексии занимается логопед либо узкий специалист по дислексии. В зависимости от вида дислексии, существуют различные подходы к ее лечению.

Оптическая дислексия может являться следствием нарушения бинокулярного зрения (способность смотреть на предмет двумя глазами). В этом случае необходима консультация офтальмолога и специальные упражнения для глазных мышц.

Если у ребенка имеются признаки развития оптической дислексии, ограничьте его пребывание за компьютером. Нарушение остроты зрения может быть сопутствующим заболеванием вашего малыша. Да и для других детей допустимое время игр в компьютерные игры должно строго регламентироваться. 30 минут в день или 2 часа в выходные. Злоупотребление компьютерными гаджетами ведет к тому, что ребенок рискует пойти в школу близоруким.

Фонематическая дислексия корректируется с помощью мультисенсорной методики интегрального обучения. Однако не всегда удается достичь успешного результата.
Очень важно учить ребенка ориентироваться в пространстве, отличать правую и левую стороны, развивать память, особенно визуальную, внимание, мелкую моторику, объяснять грамматические правила русского языка.

Наиболее трудно поддается коррекции механическое чтение (семантическая форма дислексии). Самой перспективной при этом типе дислексии является методика Дейвиса. Она основывается на концепции «ориентации», или способности ребенка освоить механизм переключения сознания таким образом, чтобы он смог воспринимать окружающий мир и его символы правильно. Эта методика позволяет воспринять слова и символы и воссоздать их образы без искажения.

Упражнения для коррекции дислексии у младших школьников

Если вы заподозрили, что у ребенка есть какая-либо форма дислексии, или он попадает в группу риска, то следующий перечень развивающих заданий и упражнений – для вас. Да и с целью всестороннего развития своего малыша, с целью развивать у него логическое и абстрактное мышление, эти упражнения тоже можно использовать.

  • Ребусы, кроссворды, загадки. Эти упражнения помогают развивать образность мышления, обогащают словарный запас, формируют ассоциативные связи в головном мозге.
  • Упражнение «лодочка-замочек». Этот прием эффективен, если ребенок не складывает буквы в слоги. Сочетание согласный и гласный звук обозначается лодочкой и произносится плавно (ма-ши-на), а сочетание двух согласных – замочком (страх, мышка) и произносится отрывисто.
  • Игра «Вторая половинка». Ребенок должен угадать окончание слова, увидев его первую половину, например мороже(ное), чело(век), теле(фон).
  • Пропущенные буквы. Например, при написании слова «чемодан» пропускают 2 или 3 буквы, ребенок должен узнать слово и произнести его. Например, л_ебе_ь; к_рус_ль.

При посещении занятий с логопедом, специалист будет направлять ребенка и подбирать более подходящие для имеющейся формы заболевания способы ее коррекции.

Вместо заключения

Вырастить ребенка – большой труд. Правильно организовать занятия по его развитию – целый талант и огромная ответственность. Если ваш ребенок еще не дорос до начальной школы, проводите все занятия с ним в игровой форме, чтобы у него не возникало подобных проблем с восприятием письменной речи. Ну а если дислексия все же выявилась – не отчаивайтесь. Своевременное обращение за помощью к специалистам и добросовестное выполнение их требований – путь к успеху.

Ссылка на основную публикацию
Средство для лечения желудочно-кишечного тракта Lek Плантекс Plantex — «; Плантекс; растительный, б
Средство для лечения желудочно-кишечного тракта Lek Плантекс / Plantex - отзыв "Плантекс" - растительный, безопасный и бесполезный препарат от коликов....
Способы помочь беременным женщинам избежать преждевременных родов Cochrane
Самые недоношенные дети В США, Великобритании и Австралии разрешены аборты на сроке беременности до 24 недель. Из тех детей, кто...
Способы проведения искусственного дыхания и наружного массажа сердца
Порядок проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. Реанимация, или оживление – восстановление важнейших функций организма, прежде всего дыхания и...
Средство для лечения и профилактики аллергического насморка; Аква Марис® Эктоин
Аква Марис Эктоин Jadran-Galenski Laboratorij [Ядран Галенский Лабораторий] Инструкция по применению Немного фактов Назальный спрей способствующий быстрому восстановлению слизистых оболочек...
Adblock detector