Стать доктором Лайтманом как научиться распознавать ложь — T; P

25. Мимика

Мимика, в первую очередь, передаёт эмоции. Все эти раздражён, обижен, взволнован, счастлив, радостен и удивлён.

Эмоции появились давно, у всех высших млекопитающих они есть: дельфинов, кошек, собак, обезьян… У нас с ними куча общих эмоций: радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, горе, стыд, интерес, вина, смущение. У людей эмоций на порядок больше, перечислять их все я не буду — просто много.

И мимика у обезьян (и у людей) как раз развивалась, чтобы демонстрировать эмоции — как средство коммуникации. Так что рассказ о мимике будет сильно связан с рассказом об эмоциях.

Иллюстрация и реакция

Эмоции можно разделить на те, которые происходят как реакция: ему сказали — он огорчился. Эти сообщения более «искренние», но при этом зачастую менее выражены. И есть эмоции-иллюстрации: наглядные демонстрации состояния. Они боле нарочиты и гротескны, зато более понятны. «Неправильная» их демонстрация — это как говорить очень невнятно и неразборчиво: «Хчу сбщть вм вжную ность.» Общаться с таким человеком очень сложно: «речь» неразборчива, что хочет сказать непонятно.

Понятно: эмоции-иллюстрации больше для общения

И если эмоции-реакции как раз удобнее калибровать — они сообщают об «искренней» оценке ситуации, — то эмоции-иллюстрации стоит научиться показывать «правильно» (то есть так, как принято это показывать в данной культуре) и правильно расшифровывать.
Но, самое главное, тренируйтесь отличать первые от вторых. Эмоции-иллюстрации для получения информации о «искренней» реакции годятся мало.

При этом эмоции-иллюстрации ни в коем случае не являются чем-то «плохим» — мы постоянно их используем. На то они и «иллюстрации» — они помогают лучше понять слова, удержать внимание, передать «интонацию» и т.д. «Правильные» эмоции-иллюстрации один из главных инструментов оратора, политика, актёра. Да и в повседневной жизни, когда мы рассказываем что-то, то должны правильно транслировать эту самую невербальную информацию. И когда слушаем — показывать, что мы слышим и сочувствуем.
И ещё одна важная вещь:

большинство людей одни и те же эмоции демонстрирует более-менее одинаково.

По крайней мере эмоции-реакции. С эмоциями-иллюстрациями бывают проблемы, так как не все понимают, как их правильно демонстрировать.

Микровыражения

Всё тот же Пол Экман, который занимается калибровкой лжи, говорит о микровыражениях — очень быстрых мимических демонстрациях эмоций. Люди регулярно стараются контролировать собственные эмоции. Вернее, их демонстрацию. Но бессознательное намного быстрее сознания, и эмоция-реакция обычно всегда успевает показаться до того, как человек решит продемонстрировать вместо неё что-то другое.

Естественно, совершенно не обязательно что человек будет свои эмоции скрывать. Но такое бывает довольно часто. Ну, от него ждут или требуют другую эмоцию, она неприлична в этом обществе, её демонстрация ведёт к неприятным последствиям, а демонстрация более подходящей — к правильным.

Правда эти самые микровыражения срабатывают только для сильных «базовых» эмоций. А их Экман выделяется всего семь: презрение, отвращение, гнев, удивление, счастье, страх и печаль. И эти эмоции действительно должны быть сильными.

Вообще, сколько специалистов по эмоциям — столько и мнений, какие эмоции базовые.

На что смотреть

Приведу опять картинку с демонстрациями «базовых» эмоций.

И, можно заметить, что в первую очередь обращать внимание нужно всего на несколько вещей:

губы, брови, глаза.
Что женщина красят — на то и смотрим ;).

Собственно, у смайликов, которые используют как раз для обозначения эмоции, как раз и есть только брови, глаза и губы. И этого хватает.

Тренируемся

В повседневной жизни нам не так часто попадаются жуткие специалисты по скрыванию эмоций — большинство людей их демонстрирует достаточно наглядно. Просто нужно научиться их калибровать (и «правильно» демонстрировать). Так что тренируемся. Основные эмоции: радость, счастье, удивление, страх, печаль, презрение, отвращение, гнев, возмущение, недовольство.

Понятно, что эмоций намного больше и они часто бывают «смешаны». Но об этом мы поподробнее поговорим, когда будем разбирать мета-сообщения.

Посмотрите на картинку и определите «основную» эмоцию. Напоминаю, смотрим в первую очередь на: губы, брови и глаза. Под картинкой условно-правильные ответы.

Картинки из роликов канадского канала Just For Laughs Gags: они создают различные ситуации и снимают реакцию случайных прохожих. Так что эмоции здесь вполне искренние, а не сыгранные актёрами.

1. Верхняя губа напряжена и приподнята, брови опущены, складка между бровями, щёки подняты: отвращение.

2. Мышцы лица расслаблены, губы расслаблены, рот приоткрыт, глаза широко открыты: удивление.

3. Симметричная расслабленная улыбка, брови расслаблены, мышцы в уголках глаз напряжены: радость.

4. Мышцы лица напряжены, глаза широко открыты, брови подняты: страх.

5. Нижние веки расслаблены, верхние веки слегка опущены, губы расслаблены, уголки губ вниз, брови приподняты: печаль.

6. Симметричная улыбка, морщинки в уголках глаз, брови расслаблены: радость.

7. Губы напряжены, верхняя губы поджимает нижнюю, уголки губ вниз, брови напряжены: недовольство.

8. Брови опущены и напряжены (складка между бровями), губы напряжены, уголки губ вниз, щёки напряжены, глаза открыты: гнев, возмущение.

9. Брови сведены и опущены, губы напряжены, уголки губ вниз: недовольство.

10. Брови сведены, нос сморщен, верхняя губа приподнята, уголки губ вниз: отвращение.

11. Лицо расслаблено, губы расслаблены, брови подняты: удивление.

12. Симметричные улыбки, губы расслаблены, брови расслаблены: радость.

Читайте также:  Диэнцефальный синдром — мощный удар по ЦНС из-за дисфункции гипоталамуса - Семейная клиника ОПОРА г

Значение эмоций

Одна из функций эмоций информационная: они нам сообщают об оценке ситуации. А другим, о нашем отношении (к себе, информации или слушателю).

Эмоции ведь так называемые мета-состояния: это оценочные состояния «по поводу». То есть «просто так» эмоций не бывает — всегда есть событие, по поводу которого эта оценка делается.

Сама ситуация может быть и в прошлом, и в будущем, и происходить в настоящем — эмоции всегда сейчас. Так что передают они нам нашу бессознательную оценку ситуаций, к которым относятся. А как иллюстрации сообщают о нашем отношении.
Радость: удовлетворена какая-то ценность.
Страх: будет сильно неприятное событие. (Страх всегда относится к событиям в будущем).
Удивление: произошло событие, сильно нарушившее ожидания.
Недовольство: нарушены какие-то ценности.
Счастье: основные ценности удовлетворены. (Счастье, на самом деле, не бывает очень долгим переживанием — оно возникает только когда мы начинаем оценивать ситуацию).
Печаль: были приятные события в прошлом, которые больше не повторятся, упущенные возможности.
Горе: потеря чего-то важного.
Раздражение: серьёзное нарушение ожиданий.
Азарт: есть вероятность удовлетворения важных ценностей (выигрыша).
Отвращение: поведение человека или происходящее событие неприемлемо.
Презрение: ощущение превосходства.
Восторг: ожидания более чем удовлетворены.

Проверь себя

1. Наиболее полезны для калибровки эмоции-иллюстрации или эмоции-реакции?

Чаще всего полезнее калибровать эмоции-реакции — они сообщают об «искренней» оценке ситуации.

2. При публичных выступлениях чаще используют эмоции-иллюстрации или эмоции-реакции?

Обычно при публичных выступлениях чаще используют эмоции-иллюстрации — они помогают лучше понять слова, удержать внимание, передать «интонацию» и т.д. Но, естественно, эмоции-реакции у выступающего тоже есть.

3. Где скорее всего эмоция-реакция, а где — эмоция-иллюстрация?

Скорее всего
эмоция-иллюстрация: 1, 3, 6, 7
эмоция-реакция: 2, 4, 5, 8

4. Какие эмоции скорее всего будут у человека, если у него:

1. Удовлетворена какая-то ценность.
2. Основные ценности удовлетворены.
3. Ожидания более чем удовлетворены.
4. Есть возможность выигрыша.
5. Нарушены его важные ценности.
6. Потеря важного для него человека.
7. Нарушены какие-то ценности.
8. В будущем будет опасная ситуация.
9. Нарушение ожиданий.

Для всех ответов надо добавлять «скорее всего».

1. Удовлетворена какая-то ценность — радость.
2. Основные ценности удовлетворены — счастье, сильная радость.
3. Ожидания более чем удовлетворены — восторг, счастье.
4. Есть возможность выигрыша — азарт.
5. Нарушены его важные ценности — гнев, злость.
6. Потеря важного для него человека — горе.
7. Нарушены какие-то ценности — разочарование, недовольство.
8. В будущем будет опасная ситуация — страх.
9. Нарушение ожиданий — удивление.

Мимика и жесты — что они могут о Вас рассказать

Данная публикация посвящена языку жестов и мимики, которому отведена существенная роль в изучении психологии человека.

Психология мимики и жестов

Как известно, в человеческом обществе люди не могут жить без общения друг с другом. С развитием цивилизации формы общения также развиваются, совершенствуются, изменяются. Но есть среди них те, которые существовали и существуют на всех этапах жизни человечества, от самых древних в момент его зарождения — и до нынешнего времени. К такой форме общения относится язык мимики и жестов.

Оказывается, что психология мимики и жестов настолько широка и разнообразна, что может нам рассказать о человеке гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Языком жестов и мимикой, открытой или закрытой позой или, например, красивой улыбкой иногда передаётся гораздо больше информации, чем непосредственно речью. Кроме того, существуют мельчайшие детали языка мимики и психологии жестов, которые просто невозможно сравнивать с речевым общением. Всё это говорит о том, что изучая психологию человека, имеет смысл обратить особое внимание на этот способ общения и передачи эмоций, который во многом отражает психологический портрет личности.

Язык жестов

Язык жестов и мимика человека, то есть то, благодаря чему мы можем понимать друг друга без слов, называется невербальным (бессловесным, неречевым) общением. В психологии к такому типу коммуникации относится выражение лица, движение рук, положение тела, походка и т.д. Анализ всех этих составляющих языка жестов и их значений как раз и даст нам описание характера человека, его настроения, его основных черт. При этом какие-то элементы отражают сиюминутные характеристики, как например жесты и мимика лжи, а какие-то соответствуют определённому типу темперамента или более общим свойствам личности (например, небрежная походка с раскачиванием плеч говорит о самовлюблённой и эгоистичной натуре).

Особую роль в психологии жестов играет мимика лица и глаз, а также движение головы.

Положение головы

Поднятая голова говорит об уверенности в себе, готовности к коммуникации и открытости к окружающему миру.

Подчёркнуто высоко поднятая голова свидетельствует о высокомерии и самолюбовании.

Запрокинутая голова — это вызов окружающим, готовность к активным действиям.

Склонённая набок голова — готовность идти на компромисс, отказ от лидерства, согласие на роль подчинённого.

Свисающая вниз голова — это слабость, безволие.

Мимика лица и глаз

Полностью открытые глаза соответствуют живости характера, хорошей восприимчивости человека.

Прикрытые глаза — это либо сильное утомление, либо признак инертности, равнодушия, пассивности.

Прищуренный взгляд означает либо пристальное внимание, либо хитрость, коварные планы, злой умысел.

Прямой взгляд, обращённый к собеседнику, показывает интерес, доверие, открытость, готовность к сотрудничеству.

Взгляд сбоку уголками глаз демонстрирует скептическое настроение, недоверие, выражает сомнения.

Взгляд снизу при склонённой голове свидетельствует о некоторой агрессии, которая может быть приведена в действие.

Взгляд снизу при согнутой спине означает покорность, услужливость.

Взгляд сверху вниз в психологии жестов — это всегда чувство превосходства и высокомерия, демонстрация презрительного отношения к партнёру.

Если в мимике собеседника Вы улавливаете уклоняющийся взгляд, то, скорее всего, это неуверенность в себе, робость или чувство вины.

Опущенные вниз уголки рта на языке мимики означают негативное отношение к жизни, пессимизм.

Приподнятые уголки рта — это символ позитива, живого и весёлого характера.

Язык жестов: руки

В психологии жестов рукам отводится очень большое значение. А связано это с тем, что жестикулируя руками, человек передаёт множество тех чувств и эмоций, которые не может передать словами.

Ладонь, открытая кверху, — символ объяснения, убеждения.

Руки, свисающие вдоль тела, — пассивность, безволие.

Руки, заложенные за спину, — неготовность к действиям, робость, застенчивость, сомнения.

Руки, спрятанные в карманах, — попытка скрыть, неуверенность в себе.

Рука, сжатая в кулак, — концентрация внимания, самоутверждение.

Потирание рук в психологии означает прилив положительных эмоций и удовлетворенность.

Движение рук, закрывающее глаза или лицо, — это стремление что-то скрыть, уйти от разговора.

Язык жестов: плечи

Высоко поднятые плечи и сутулая спина на языке жестов означают нерешительность, беспомощность, нервозность. Существуют и другие примеры, относящиеся к группе жестов неуверенности, которые человек невольно демонстрирует, если сомневается в принятии решения, совершении выбора, если его что-то беспокоит или тревожит.

Плечи, спадающие вперёд, — знак слабости и подавленности, символ комплекса неполноценности.

Свободное движение плечами — уверенность в себе, внутренняя свобода.

Отведение плеч назад — в психологии жестов и мимики это стремление действовать.

Читайте также:  Глаукома - симптомы, причины, методы лечения и профилактики, виды и формы заболевания

Выпяченная грудная клетка означает завышенную самооценку, жизненную активность.

Впалая грудная клетка — признак замкнутости и угнетённости.

Походка

Согласно данным психологов, характер человека и его личностные качества отражаются на осанке человека, его походке и его любимых позах. Давайте рассмотрим эти моменты более подробно.

Быстрая походка с размахивающими руками соответствует таким качествам, как целеустремлённость, уверенность, активность.

Походка с руками в карманах и «волочением ног» свидетельствует о скрытом характере и угнетённом состоянии духа.

Широкие шаги при ходьбе означают ясность целей, предприимчивость, энергичность.

Короткие шаги — признак сдержанности, осторожности, расчётливости.

Ритмичная походка с выраженным движением бёдер выдаёт самоуверенную и самовлюбленную личность.

В человеке, шаркающем ногами, психология отмечает вялость, леность и медлительность.

Угловатая «деревянная» походка — признак самодостаточного и позитивного человека.

Психология человека: жесты и мимика

В психологии существует ещё огромное количество элементов языка жестов и их особенностей, которые очень многое могут рассказать о человеке. Рассматривать весь набор этого списка мы здесь не будем.

Заметим лишь в заключении, что психология жестов очень разнообразна и позволяет выявить весьма тонкие и едва уловимые характеристики человеческой натуры. И, может быть, именно поэтому язык мимики и жестов, несмотря на то, что его обычно никто специально не изучает, так знаком и близок нам с раннего детства. опубликовано econet.ru

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Описание мимики человека пример

  • Информация
  • Аннотация
  • Текст
  • Литература

1. Московский областной филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя ( студент )

Аннотация (русский):
Статья посвящена анализу некоторых теоретико-методологических проблем изучения мимики и жестов как эмоционального проявления. Социальная значимость данной проблематики состоит в том, что исследование мимики, жестов и эмоций, поможет лучше понять природу происхождения этих образований, механизмы их взаимосвязи между собой и с окружающим миром, принципы и законы их взаимодействия, что позволит разработать системы для лучшего понимания невербальной информации, а значит повысить эффективность общения.

Эмоции и их невербальные средства проявления занимают значительную долю при коммуникациях.Коммуникации между людьми или общение представляет собой сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между двумя людьми, между одним человеком и группой, между группами людей. В основе общения лежит потребность в совместной деятельности и состоит из, как минимум, трех компонентов: непосредственно обменов вербальной и невербальной информацией, обменом действий, а также восприятием и пониманием партнера. Именно к последнему компоненту эмоции, мимика и жесты имеют непосредственное отношение. Это обусловлено тем, что язык, как вербальное средство отличается значительной гибкостью и большими возможностями для интерпретации сообщений. Дополнение вербального сообщения невербальной информацией позволяют партнерам лучше понимать смысл и содержание слов, а также внутреннее состояние партнера.

Социальная значимость данной проблематики состоит в том, что исследование мимики, жестов и эмоций, поможет лучше понять природу происхождения этих образований, механизмы их взаимосвязи между собой и с окружающим миром, принципы и законы их взаимодействия, что позволит разработать системы для лучшего понимания невербальной информации, а значит повысить эффективность общения.

Исследованием мимики в разное время занимались И. Энгель, Ч. Белл, В. Вундт; Ч. Дарвин (обосновал животное происхождение выражения эмоций); Г. Спенсер, Т. Рибо; Д. Уотсон (писал о врожденности базовых эмоций); Н.Н. Ладыгина-Котс (изучала схожесть мимических выражений у детей и шимпанзе); Э. Крепилин, И.Л. Сикорский, И.П. Ковалевский (исследовали значимость мимических изменений в медицинской практике). Наиболее весомый вклад в исследовании мимики сделали: М.Н. Русалова (1970), А. Диттмен (1972), П. Экман, У. Фризен (1973), С. Томкинс (1976), К. Изард (1980), А.А. Бодалев (1981), Г.Шварц (1982), В.А. Лабунская (1986) и многие другие.Эмоций изучали: Р, Декарт, Ч. Дарвин, З. Фрейд, У. Джеймс, К. Ланге, Т. Дембо, Л.С. Выготский, В. М. Мясищев, И.П. Павлов, П.К. Анохин, П.В. Симонов, Ю.А. Макаренко, Г.Х. Шингаров, П. Экман, К. Изард, Е.П. Ильин, Д. Уотсон, Г. Шварц и многие другие.

Мимика и жесты относятся к невербальным средствам общения. Невербалика – это та информация, которую человек получает без участия слов. К ней относят всю ту информацию, получаемую от органов чувств (слух, зрение, осязание, вкус, обоняние), а также те более сложные психологические инструменты, возникающие на основе взаимодействия разных анализаторов [6]. К вербальным же средствам общения относят все то, что связано с речью, т.е. та информация, которая передается словами.

В процессе общения человек использует до 65% невербальных средств для передачи сообщения. Мимика и жесты способны передать те эмоции, которые испытывает человек, а слова сообщают конкретные факты. Причем, именно мимика позволяет нам наилучшим образом передать наше эмоциональное состояние, тогда как жесты дополняют сообщение, но также могут выражать наше внутреннее состояние.

Чарлз Дарвин (1809-1882) был первый, кто определил мимику лица, как биологически целесообразное образование, складывающееся в ходе эволюции [3, C .3-24]. Объясняя определенные выражения лица, Ч. Дарвин связывал их с неким явлением или объектом окружающей среды. Например, пренебрежение и отвращение преимущественно связаны с едой, отсюда, наиболее характерными движениями являются движения мышц вокруг рта.

Из представлений Ч. Дарвина о мимических выражениях, как эволюционного образования можно сделать основной вывод, к которому в своих исследованиях пришел и сам автор, что выражения эмоций в целом у животных и у людей одинакова. Однако, если мимика у животных и людей может различаться из-за особенностей строения головы, то у людей мимические выражения одинаковы не зависимо от расы, национальности, возраста, жизненного опыта, вероисповедания и других характеристик.

Данное утверждение было подтверждено исследованиями, проводимыми независимо друг от друга Полом Экманом (род. 1934) и Кэролом Элисом Изардом (род. 1923) во второй половине 60-х годов XX столетия. В частности П. Экман демонстрировал фотографии людям из пяти стран – Аргентина, Бразилия, США, Чили, Япония и просил оценить, что за эмоция изображена. Результаты исследования опровергли предположения П. Экмана о том, что выражения лица специфичны для каждой культуры как язык. Однако, тогда возникло предположении, что респонденты могли усвоить данные мимические выражения под влиянием массовой культуры. Для придания исследованию большей объективности было проведено повторный опрос респондентов, но уже не из современной культуры, а сохранившей культуру каменного века. П. Экман отправился в Новую Гвинею и опросил местных туземцев, которые не были знакомы с современной культурой. Повторное исследование подтвердило гипотезу о том, что выражения чувств и эмоций универсальны для всех людей, не зависимо от их индивидуальных и личностных характеристик [7, c .20-26].

Последующая работа исследователей была направлена на то, чтобы выявить базовые элементы мимического выражения каждой конкретной эмоции. О том, что именно происходит с лицом при ощущении той или иной эмоции писал еще Ч. Дарвин. Например, касательно гнева и негодования он писал «рот в этом состоянии обыкновенно бывает сжат, а лоб почти всегда нахмурен» [3, c .227]. П. Экман отмечает, что во время гнева люди опускают и сводят вместе брови. При сильном гневе губы человека разжаты, а челюсть выдвинута вперед [7, c .174]. К. Изард так описывает гневное выражение лица: «брови опущены и сведены, кожа лба стянута, образуя на переносице или прямо над ней небольшое утолщение. При этом у взрослого человека между бровями пролегают глубокие вертикальные морщины» [4, c .250].

Читайте также:  Занятие №1 - БУ; Центральная городская больница; Минздрава Чувашии

Опираясь на подобные описания мимических выражений соответствующих определенным эмоциям можно составить мимические признаки каждой из экспрессии. БарабнщиковВладимир Александрович (род. 1949) с коллегами называет их экзонами. Выделенныеэкзоны представлены в таблице 1.

Экзоны выражения базовых эмоций в состоянии лица [1, c .71]

Если следовать предположению Ч. Дарвина о том, что выражение эмоций обусловлено эволюцией, то можно предположить, что задача у этого образования заключается в передаче внутреннего состояния субъекта другим членам общества. Т.е. через вербальные средства, в том числе и через мимику, человек или животное общается с другими субъектами. Однако, не смотря на то, что мимические выражения универсальны, можно предположить, что они не всегда верно оцениваются. Различные исследования и в частности те, которые были проведены Барабанщиковым В.А. показали, что точность распознавания мимического выражения зависит от модальности эмоции и типа лица натурщика. Наиболее точно определяются базовые эмоции: гнев, грусть, отвращение, радость, спокойствие, страх, удивление.Их точность составляет примерно 70%. Смешенные эмоциональные состояния распознаются в несколько раз хуже – 16% правильных ответов. При этом, ошибки испытуемыми были совершены, предположительно, в ситуациях когда:

  • демонстрируемая экспрессия нетипичная для практики повседневного общения;
  • присутствует рассогласованность отдельных выражений с представлениями о личности их демонстрирующих;
  • остается неизменными внешние характеристики воспринимаемого объекта (угол зрение, положение головы, прическа и т.д.).

Данные результаты говорят о том, что мимические выражения не только универсальны для всех людей, не зависимо от национальности, расы, пола, культурного образования и т.д., но также легко воспринимаются и довольно точно оцениваются не зависимо от индивидуальных и личностных особенностей человека.

Результаты всех описанных исследований, того что мимические выражения универсальны и люди воспринимают их довольно точно подводят к проблеме выявления механизмов восприятия экспрессии лица. Сложность идентификации эмоций обусловлена тремя факторами [1, c .124]:модальностью;плотностью экзонов;локализацией экзонов.

Проще всего человеку идентифицировать то мимическое выражение, которое имеет целостное выражение экспрессии. В ситуациях, когда экспрессия выражена не целостно, то наибольшие затруднения вызывают те выражения лица, где необходимо идентифицировать области лба или бровей [2]. Наиболее легко происходит идентификация по глазам и в нижней части лица. Однако, идентификация тем точнее, чем резче и интенсивнее выражено мимическое проявление. При этом, каждая эмоция имеет наиболее выразительные черты, как минимум, в одной зоне лица, и они являются основной информационной опор в процессе идентификации выражения.

Однако, мимические выражения, как и многие другие сферы и навыки человека, могут изменяться под воздействием окружающей среды. Существую, так сказать, определенные правила выражения эмоций. Эти правила усваиваются с опытом и их применение не всегда обусловлено сознанием. В процессе развития и воспитания человек познает, что существуют некие культурные предписанные правила выражения эмоций, а также человек самостоятельно вырабатывает собственные правила, основанные на своих потребностях или требованиях окружающей среды. Так, например, усваивается, что некоторые мимические выражения «естественны» для одной обстановки, но для другой не подходят. Иногда, выражения лица могут свидетельствовать о статусе или роли человека в обществе. На одну и туже ситуацию, в зависимости от контекста мы можем реагировать различными мимическими экспрессиями. Зачастую, наши собственные правила по выражению эмоций через мимику могут противоречить ситуации и в этом случае могут возникнуть ошибки коммуникации. Именно этим объясняется предположение о том, что выражение эмоций уникально для различных культур и народов [5, c .343].

Таким образом, мы можем сделать вывод, что различия в мимических проявлениях, не смотря на то, что их основа одинакова для всех людей, зависит и изменяется под воздействием впечатлений от внешних явлений и внутренних переживаний. Например, некоторые люди обладают сильно подвижной мимикой, которая может свидетельствовать об оживленности субъекта. Такие люди легко возбуждаются от внешних раздражителей, и возбудимость может достигать маниакальных размеров.Малоподвижная мимика наоборот, указывает на постоянство психических процессов и эмоционального состояния. У такого человека настроение устойчиво и редко изменяется. Подобная мимика вызывает ассоциации о том, что человек спокоен, постоянен, рассудителен, надежен и уравновешен.

Стоить отметить, что сильно подвижная и малоподвижная мимика могут быть постоянной чертой личности, а могут преобладать, как свойство, в зависимости от актуального состояния субъекта. Например, эмоциональный человек, обладающий обычно подвижной и выраженной мимикой, находящийся в настоящий момент в подавленном настроении или депрессии, может обрести малоподвижную и невыразительную мимику. В этом случае мимика обретает монотонность и редко сменяет свою форму. И наоборот, человек обычно спокойный и не отличающийся выразительной мимикой, в периоды сильного возбуждения может демонстрировать очень выразительное лицо.

П. Экман выделяет маскировочные выражения или микромимику.Особенность микромимических выражений в том, что они проступают на лице, во-первых, на очень короткое время, обычно не более четверти секунду, а во-вторых, они не поддаются сознательному контролю. Исследователи объясняют эти микровыражения, как результат подавления бессознательных эмоций [7, c .93].

Однако, дальнейшие исследования показали, что микровыражения проявляются не только тогда, когда человек не осознает свои эмоции, но и в том случае, если он пытается скрыть свои настоящие эмоции. Однако, в этом случае возможны появления так называемых смазанных выражений. Человек успевает осознать появление у себя на лице определенного мимического выражения и пытается его скрыть при помощи другого выражения лица. Смазанные выражения лица длятся несколько дольше, чем микровыражения, однако они не являются завершенными, цельными, в связи с чем возможны ошибки при идентификации такого выражения лица.

Из определения того, что человек может сознательно изменить свое выражение лица мы подходим к тому, что мимика, это не всегда именно автоматическая реакция на испытываемую эмоцию. Известно, что человек может изобразить на своем лице определенное выражение. Например, он может улыбнуться, хотя на самом деле не испытывает радости, или он может изобразить гнев нахмурив брови. Следовательно, обеспечивается мышцами лица, а именно мимическими мышцами. Эти мышцы преимущественно расположены в области лица и зачастую они совместно функционируют с жевательными мышцами. Так как эти мышцы располагаются непосредственно под кожей, то их сокращение приводит к движению кожи и образованию складок и морщин, за счет чего лицу и придается то или иное выражение.

Если попытаться управлять конкретными мышцами лица, то можно выявить, что некоторые мышцы легко поддаются сознательному воздействию, иные же управляются сложнее. Например, очень тяжело произвольно опустить уголки рта вниз, не двигая при этом подбородком. Однако, подобное действие происходит само собой в ситуациях когда человек испытывает грусть, печаль или горе [7, c .96].

Таким образом, мимика человека, это сложное образование обоснованное эволюционной необходимостью, обеспечивающее коммуникативное воздействие. Мимические выражения универсальны для всех людей, при этом под влиянием социальной среды, сознательно может изменяться мимика в определенных ситуациях. Помимо сознательного воздействия на мимику, человек демонстрирует микровыражения, которые тяжело поддаются контролю и проявляются в ситуациях, когда человек старается скрыть свои истинные эмоции.

Ссылка на основную публикацию
Средство для лечения желудочно-кишечного тракта Lek Плантекс Plantex — «; Плантекс; растительный, б
Средство для лечения желудочно-кишечного тракта Lek Плантекс / Plantex - отзыв "Плантекс" - растительный, безопасный и бесполезный препарат от коликов....
Способы помочь беременным женщинам избежать преждевременных родов Cochrane
Самые недоношенные дети В США, Великобритании и Австралии разрешены аборты на сроке беременности до 24 недель. Из тех детей, кто...
Способы проведения искусственного дыхания и наружного массажа сердца
Порядок проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. Реанимация, или оживление – восстановление важнейших функций организма, прежде всего дыхания и...
Средство для лечения и профилактики аллергического насморка; Аква Марис® Эктоин
Аква Марис Эктоин Jadran-Galenski Laboratorij [Ядран Галенский Лабораторий] Инструкция по применению Немного фактов Назальный спрей способствующий быстрому восстановлению слизистых оболочек...
Adblock detector