Сложная двигательная реакция

Сложные двигательные реакции.

Различают реакции на движущийся объект и реакции выбора.

Реакция на движущийся объект — реагирование на нестандартно перемещаемый объект (например, мяч, оружие, движение руки или ноги противника в рукопашном единоборстве и т.д.).

Быстрота реакции на движущийся объект при внезапном его появлении составляет 0,18—1,00 с.

Примерные упражнения для тренировки быстроты реакции на движущийся объект

  • 1. Неточные передачи мяча в парах.
  • 2. Передача мяча в гимнастическую стенку с расстояния 3—4 м и ловля его после отскока.
  • 3. Эстафетный бег (например, восемь этапов по 50 м) с передачей палочки партнеру по команде.
  • 4. Ловля неожиданно появляющегося мяча.
  • 5. В парах: ловля и передача двух-трех мячей одновременно.
  • 6. Подвижные игры скоростной направленности (например, «Салки», «Подвижная цель», «Охотники и утки» и др.)
  • 7. Спортивные игры: бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол и др.
  • 8. Различные виды единоборств (защитные действия против ударов руками и ногами, учебно-тренировочные схватки).

В процессе совершенствования реакции на движущийся объект рекомендуется постепенно усложнять упражнения за счет увеличения скорости перемещения и внезапности появления объекта, уменьшения размеров мяча и игровой площадки, сокращения дистанции в единоборствах и т.п.

Реакция выбора — способность в ходе реагирования срочно выбрать из нескольких возможных ответных действий одно, адекватное возникшей ситуации. Большое значение она имеет в рукопашном единоборстве и играх.

Совершенствование реакции выбора осуществляется по двум направлениям.

  • 1. Формирование у занимающегося умения предугадывать наиболее вероятные действия соперника по его позе, подготовительным движениям, обшей манере поведения, взгляду и т.п. Для этого занимающегося приучают реагировать вначале на явно утрированные действия соперника, постепенно приближая их к естественным.
  • 2. Постепенное увеличение числа возможных ситуаций. Например, вначале совершенствуется ответ на одно, заранее известное действие соперника, затем — на два движения соперника, производимые в разной последовательности, потом — на три и т.д. Занимающийся обязан во всех случаях реагировать наиболее целесообразными ответами.

В дальнейшем можно постепенно увеличивать скорость действий соперника, чтобы находить не только оптимальный выбор своих ответных действий, но и развивать быстроту их выполнения, доводя ее до максимально возможной.

Быстрота одиночного двигательного действия проявляется в способности с высокой скоростью выполнять отдельные двигательные акты. Например, скорость движения руки при ударе в боксе, уколе в фехтовании и др.

Быстрота одиночного движения зависит от целого комплекса факторов: динамической силы, гибкости, техники выполнения упражнений, умения расслабляться по ходу движения, волевых усилий. Поэтому в процессе занятий необходимо постоянно совершенствовать каждый из указанных факторов.

Для развития быстроты выполнения одиночных двигательных действий используют эффект «ускоряющего последействия» и варьирование отягощений.

Быстрота движений может временно увеличиваться под влиянием предшествующего выполнения движений с отягощениями (например, выпрыгивание с отягощением на плечах перед прыжком через вертикальное препятствие, метание утяжеленного спортивного снаряда перед метанием спортивного снаряда обычного веса и т.п.). Механизм этого эффекта заключен в остаточном возбуждении нервных центров, сохранении двигательной установки и других следовых процессах, интенсифицирующих последующие двигательные действия. При этом может значительно сокращаться время движений, возрастать степень ускорений и мощность производимой работы.

Однако подобный эффект наблюдается не всегда. Он во многом зависит от веса отягощения и последующего его облегчения, числа повторений и порядка чередований обычного, утяжеленного и облегченного вариантов упражнения.

Примерные упражнения, развивающие быстроту выполнения одиночных двигательных действий.

  • 1. Пирамиду из двух баскетбольных мячей удерживать двумя руками — одной сверху, другой снизу. Быстро поменять руки местами, стараясь не разрушить пирамиду.
  • 2. Стойка ноги врозь, удерживая баскетбольный (волейбольный) мяч двумя руками между ногами, правой — спереди, левой — сзади. Быстро поменять положение рук, не давая мячу упасть на пол.
  • 3. Выпад левой (правой) ногой вперед, удерживая мяч двумя руками между ногами. Отпустить мяч, хлопнуть в ладони перед собой и поймать мяч, не дав ему упасть на пол.
  • 4. Теннисный мяч в правой руке. Подбросить мяч вверх, выполнить хлопок в ладони за спиной и поймать мяч. То же левой рукой.
  • 5. Метание теннисного мяча в пол на максимальную высоту отскока.
  • 6. Метание теннисного мяча в стену и пол на максимальную дальность отскока.
  • 7. То же упражнение, но предварительно выполнив несколько бросков набивного мяча (3 кг) на дальность двумя руками из-за головы (в парах).

Сложная двигательная реакция

Простая двигательная реакция развивается в основном повторным методом (быстрое многократное реагирование на внезапно появляющийся известный сигнал: старт в спринте, изменение движения или оста­новка по сигналу, атакующее действие на обусловленный знак и т.д.).

Особенность применения повторного метода при этом состоит в следующем. Для совершенствования простой реакции необходимо заставить мышцы как можно быстрее начать движение после сигнала. Исследование ме­ханизма реакции показывает, что типичная реакция осуществля­ется по следующей цепочке: сигнал – восприятие – оценка – ответ действием.

В этом механизме наибольшее время занимает момент, связан­ный с оценкой сигнала. Сама оценка сигнала есть не что иное как один из врожденных безусловных рефлексов, составляющий ос­нову так называемого «сенсорного» типа реакции.

Отсюда, если преподаватель будет нацеливать занимающихся на восприятие не сигнала, а ответного действия на сигнал, то тем самым из указанной цепочки схемы исключается самое «замед­ляющее» звено (оценка сигнала). «Сенсорная» реакция превраща­ется в «моторную». Человек не думает о сигнале, он концентриру­ется на быстрейшем начале известного ему движения. Разница ме­жду «сенсорным» и «моторным» типом реакции составляет около 0,08 сек. Поэтому спринтер-бегун около 1- го метра выигрывает только за счет умения правильно настраиваться на выполнение стартовой команды.

Читайте также:  Идиотия - причины, симптомы, диагностика и лечение

Другое важное требование при совершенствовании простой двигательной реакции состоит в том, чтобы занимающийся находился в отличном физическом и психическом состоянии, т.к. толь­ко в этом случае он способен выполнить каждое повторение с пре­дельной быстротой. Поэтому заниматься в состоянии утомления не целесообразно.

Реакция на движущийся объект тренируется с помощью по­вторного метода. Практически все его положения, указанные для развития простой двигательной реакции, вполне приемлемы для данного случая.

Скрытый период реакции на движущийся предмет слагается из четы­рех элементов:

1. Человек должен увидеть движущийся предмет (мяч, игрока).

2. Оценить направление и скорость его движения.

3. Выбрать план действий.

4. Начать его осуществление.

Основная доля этого времени (более 80%) уходит на зрительное вос­приятие, т.е. на умение видеть предмет, передвигающийся с большой ско­ростью. Эта способность тренируема и ее развитию на занятиях следует уделять особое внимание. Для этого используются упражнения с реакцией на движущийся объект. При их выполнении следует:

— постепенно увеличивать скорость движения объекта;

— сокращать дистанцию между объектом и занимающимися;

— уменьшать размеры движущегося объекта.

Одним из средств развития этой способности может быть игра в баскет­бол, футбол или ручной мяч с мячами меньшего размера, чем обычные.

Важное значение на сокращение времени реакции имеет умение че­ловека предугадывать движение, скажем, полет мяча в футболе или шай­бы в хоккее, по действиям игрока, производящего удар. Так, в совре­менном хоккее скорость полета шайбы в бросках достигает свыше 50 м/с. Это значит, что с расстояния до10 мвратарь практически не успевает среагировать на брошенную шайбу. Однако очень часто вратарь удачно реагирует на шайбу, брошенную даже с более близкого расстояния. Это происходит благодаря предугадыванию, предвосхищению (антиципации) полета шайбы.

Реакция выбора связана с выбором нужного двигательного ответа из ряда возможных в соответствии с изменением поведения партнера, про­тивника или окружающей обстановки. Это гораздо более сложный тип реакции. Здесь время реакции во многом зависит от большого запаса так­тических действий и технических приемов, выработанных в длительной тренировке, от умения мгновенно выбрать из них наиболее выгодных. Для развития быстроты реакции с выбором следует:

1. Постепенно усложнять характер ответных действий и условия их вы­полнения. Например, сначала обучают выполнять защиту в ответ на заранее обусловленный удар или укол (защищающийся не знает, когда будет про­ведена и куда направлена атака), затем ученику предлагают реагировать на одну из двух возможных атак, потом трех и т.д. Постепенно его подводят к реальной обстановке единоборств.

2. Развивать способность предугадывать действия противника, как бы опережать их начало, т.е. реагировать не столько на противника или парт­нера, сколько на малозаметные подготовительные движения и внешний вид (осанку, мимику, эмоциональное состояние и пр.). К примеру, боль­шинство боксеров отличают финты от ударов по исходному положению ног, по выражению лица и глаз, по поступательному движению ног, по­вороту туловища, по вращению таза, по положению рук.

Быстрота одиночного движения проявляется в способности с высокой скоростью выполнять отдельные двигательные акты. Это, например, ско­рость движения руки при метании копья, ударе по волейбольному мячу, уколе в фехтовании, скорость движения ноги при ударе по футбольному мячу или клюшки при выбрасывании в хоккее с шайбой. Наибольшая быстрота одиночного движения достигается при отсутствии добавочного внешнего сопротивления.

С увеличением внешнего сопротивления повышение скорости движе­ний достигается за счет повышения мощности проявляемых при этом уси­лий. Последняя определяется взрывными способностями мышц. В дан­ном случае развитие быстроты одиночного движения целесообразно проводить совместно с развитием силовых способностей. С этой целью широко используются упражнения с отягощениями. К примеру, приме­няют пояса и жилеты с дозированными разновесами или утяжеленную обувь при выполнении прыжков и беговых ускорений, свинцовые манжеты в игровых действиях руками, утяжеленные перчатки при выполнении боксер­ских ударов, снаряды более тяжелого веса в легкоатлетических метаниях.

Все эти предметы следует применять лишь после того, как будет хоро­шо освоена техника основного навыка без отягощения. Величина допол­нительного отягощения рекомендуется такой, чтобы оно не искажало техни­ку движений и позволяло выполнять действия с максимально возможной скоростью. Как правило, оптимальную величину отягощения в каждом конкретном случае определяют эмпирическим путем. В данном случае для развития быстроты одиночного движения в упражнениях, связанных с преодолением дополнительных отягощений, используется метод динами­ческих усилий.

Наряду с усложнением условий выполнения упражнений за счет вне­шних отягощений используются также облегченные условия, способствующие повышению скорости однократных движений. В этом случае, в частности, применяют метание облегченных снарядов, прыжки с наклон­ной дорожки, проведение отдельных приемов в борьбе с более легким парт­нером и др.

Если при затруднении условий выполнения упражнений активизиру­ется силовой компонент движения, то при облегчении задача заключается в повышении их скорости.

Читайте также:  Лечение синусоидальными модулированными токами (СМТ)

Эффективным методом повышения скоростных возможностей являет­ся контрастный (вариативный) метод, предполагающий чередование вы­полнения скоростных упражнений в затрудненных, обычных и облегчен­ных условиях. Суть его заключается в том, что после работы с отягощением выполняются соревновательные упражнения с установкой на максималь­ное проявление быстроты движений.

Частота, или темп, движений играет большую роль в беге, плавании, гребле, велоспорте и в других циклических видах двигательной деятельности. Следует иметь в виду, что понятие «темп» близко связано с понятием «скорость», но они не тождественны. Можно, например, поднимать руку на разную высоту и опускать в одинаковом темпе, скорость же движения руки при этом будет разная. Различной будет и скорость бега при одинако­вой частоте, но разной длине беговых шагов. Вместе с тем вполне очевид­но, что скорость бега зависит как от длины, так и от частоты шагов. Для каждого бегуна большое значение имеет определение оптимальных взаи­моотношений длины и частоты беговых шагов.

Большое значение в поддержании высокого темпа имеет способность человека быстро сокращать и расслаблять мышцы, а также предельно быс­тро «выключать» мышцы-антагонисты. У лиц с высокой частотой движе­ний латентное время напряжения и расслабления мышц короче, чем у лиц, обладающих более низким ее уровнем.

Методический путь развития этой способности — повторное выполне­ние движений с возможно большой частотой, но без излишнего напряже­ния. Длительность таких упражнений определяется временем, в течение которого может быть сохранена данная частота движений. При снижении темпа упражнение следует прекращать. С увеличением темпа движения требования к скорости расслабления мышц возрастают.

Важное значение имеет развитие способности к расслаблению мышц. Этого можно достичь, выполняя следующие рекомендации:

1. Максимальное уменьшение напряженности мышц, не принимаю­щих участия в данном движении.

2. Устранение напряжения мышц-антагонистов, возбуждение кото­рых противодействует основному движению, уменьшая его амплитуду и внешнее проявление силы мышц-антагонистов.

3. Овладение целесообразным ритмом чередования напряжения и рас­слабления мышц, обеспечивающих выполнение двигательного действия.

В совершенствовании комплексных форм проявления скоростных способностей можно выделить два методических подхода:

1. Аналитическое совершенствование отдельных составляющих скоро­стных способностей, определяющих их проявление.

2. Целостное совершенствование, которое предусматривает объеди­нение локальных способностей в целостные двигательные акты, характер­ные для данного вида спорта.

В качестве средств развития комплексных форм проявления скорос­тных способностей используются упражнения, которые можно выпол­нить с максимальной скоростью (обычно их называют скоростными). В зависимости от направленности занятия эти средства будут носить ком­плексный характер, т.е. оказывать одновременное влияние на различные виды быстроты или избирательно воздействовать на ту или иную форму быстроты.

При развитии комплексных скоростных способностей ведущим является повторный метод. Основная тенденция в данном случае — стремление пре­высить в занятиях свою максимальную скорость. Этой задаче подчиняются все компоненты метода (длина дистанции, интенсивность выполнения уп­ражнения, интервалы отдыха, число повторений и характер отдыха). Дли­на дистанции (или продолжительность упражнения) выбирается такой, чтобы скорость передвижения (интенсивность работы) не снижалась к концу вы­полнения. Движения осуществляются с максимальной скоростью, занима­ющиеся в каждой попытке стремятся показать наилучший для себя резуль­тат. Интервалы отдыха между попытками делают настолько большими, чтобы обеспечить относительно полное восстановление: скорость движений не рекомендуется снижать от повторения к повторению.

Особенности применения по­вторного метода при развитии комплексных скоростных способностей заключаются в следующем:

1. Применяемое упражнение рекомендуется всегда выполняться с мак­симально возможной скоростью и темпом.

2. Продолжительность упражнения, направленного на совер­шенствование скоростных способностей, рекомендуется такой, чтобы ско­рость его выполнения к концу повторения не снижалась. Опти­мальная продолжительность однократной нагрузки равняется 8–10 сек., допустимая – 20– 22 сек.

3. Число повторений лимитируется началом снижения скорости передвижения, вызванного нарастающим утомлением. Дальнейшая работа при этом для роста скоростных способностей неэффек­тивна.

4. Интервалы отдыха между повторениями должны быть пол­ными, т.е. такой продолжительности, чтобы занимающийся мог повторить очередную попытку без снижения скорости. Продолжи­тельность отдыха, как известно, зависит от двух факторов – уровня тренированности занимающегося и длительности выполняемого упражнения. Однако отдых не рекомендуется превышать 8–10 мин в любом случае, т.к. при его большей продолжительности снижается оптимальная возбудимость центральной нервной сис­темы. Придется снова выполнить разминочные упражнения, на что дополнительно будет израсходованы физические силы. В паузах отдыха малоинтенсивная работа лучше стимулирует процессы вос­становления, поэтому предпочтителен активный, а не пассивный отдых.

5. В структуре одного занятия упражнения на развитие скорост­ных способностей целесообразно планировать в начале основной части, пока не наступило утомление. В рамках недельного цикла скоростные нагрузки рекомендуется проводиться не менее трех раз. В случае более редких повторений следовой эффект снижается и ра­бота становится менее эффективной.

6. Мощная скоростная работа нередко вызывает различные травмы (растяжения или разрывы связок и мышц). В связи с этим подобные нагрузки возможны только после тщательной общей и специальной скоростно-силовой разминки, включающей также уп­ражнения на гибкость.

Не менее важное значение имеют игровой и соревновательный методы, использование которых создает дополнительный стимул для предельного проявления скоростных возможностей за счет повышения интереса, моти­вации, эмоционального подъема, духа соперничества занимающихся.

Эффективным методом повышения скоростных возможностей являет­ся и вариативный метод, предполагающий чередование скоростных упраж­нений в затрудненных, обычных и облегченных условиях, что стимулиру­ет активные мышечные напряжения, способствующие повышению скорости движений. С этой целью можно использовать такие упражнения, как бег в гору, по песку и снегу, бег с отягощениями, бег с различным грузом.

Читайте также:  Виды круговой подтяжки лица комментарии и советы от хирургов Клиника Доктора Росса

Выполнение скоростных упражнений в облегченных условиях стиму­лирует предельно быстрые движения, превышающие по скорости движе­ния в обычных условиях. В этом случае используются бег по наклонной дорожке (с горы), бег на коньках за передвижным щитом, бег по ветру, плавание по течению. Облегчить условия выполне­ния упражнения можно с помощью специальных буксировочных устройств, которые дают возможность бегуну, гребцу, пловцу продвигаться со скоро­стью на 5—20%, превышающую доступную ему. Повысить скорость дви­жений можно также за счет передвижения за лидером-партнером, выпол­нения упражнений с использованием лидирующих устройств типа звуко- и автолидеров и др.

В практике нередко приходится наблюдать длительную остановку в росте спортивных результатов в тех видах спорта, в которых преимуще­ственно проявляются скоростные способности. Несмотря на продолжаю­щиеся тренировки, результаты в спринтерских упражнениях не улучшаются.

Образуется так называемый скоростной барьер. Одной из причин это­го явления следует считать продолжительное применение одних и тех же средств, методов, нагрузок и условий занятий. В результате возникают условия к образованию двигательного динамического стереотипа, т.е. стойкой системности нервных процессов в коре больших полушарий головного мозга. Это, в свою очередь, приводит к стабилизации скоростных пара­метров движений, в силу чего они с большим трудом поддаются дальней­шему совершенствованию.

Поэтому одной из важнейших задач при развитии скоростных способ­ностей является предупреждение образования скоростного барьера, а если он возник — его разрушение и ослабление.

Для предупреждения «скоростного барьера» в занятиях с начинающи­ми необходимо не спешить с узкой специализацией в каком-либо упраж­нении, а добиваться относительно высоких результатов, используя иные средства при их широкой вариативности. Скоростные упражнения следует применять не в стандартном, неизменном виде, а в вариативных изменя­ющихся ситуациях и формах.

Очень полезны подвижные и спортивные игры, упражнения на мест­ности.

При занятиях с квалифицированными спортсменами уменьшается объем нагрузки в соревновательном упражнении и увеличивается удельный вес скоростно-силовых и других общеподготовительных и специально-подго­товительных упражнений.

Для преодоления скоростного барьера создают облегченные условия, в которых бы спортсмен превысил свою наивысшую скорость и сумел за­помнить эти новые ощущения большой скорости.

Скорость в облегченных условиях рекомендуется такой, чтобы спорт­смен мог в ближайшее время показать такую же в обычных условиях.

В ряде случаев целесообразным оказывается прекращение на некото­рое время занятий в избранном виде и переключение на иные виды физи­ческих упражнений, с помощью которых можно повысить уровень скорос­тно-силовых способностей.

Двигательные реакции.

Различают простые и сложные двигательные реакции. Простые реакции — это ответное действие на заранее обусловленный, но внезапно появляющийся сигнал. Классическим примером является реакция на зрительный или звуковой сигнал. Латентное время простой двигательной реакции зависит от характера раздражителя: на звуковой сигнал оно меньше, чем на зрительный, у спортсмена на звук 0,05—0,16 с, а на свет — 0,10—0,20 с. Простые реакции обладают положительным переносом: быстрая реакция на сигнал в одной ситуации является гарантией быстрого реагирования этого человека и в других ситуациях, также быстрее им освоятся и сложные реакции. Измеряются двигательные реакции секундомером или специальными датчиками с точностью до сотых долей секунды.

Методика развития простой двигательной реакции.

1 этап: сенсорная методика с аналитическим разделением движения и выполнением по частям: первое — создание «внезапных» условий, используется повторный метод на внезапно появляющийся сигнал или команду, т.е. выполняется действие на условный раздражитель; второе — отдельное реагирование на сигнал, отдельное закрепление и совершенствование движения. Эта методика дает положительные результаты в течение 1 — 1,5 месяца занятий, в дальнейшем быстрота реакции стабилизируется.

На II этапе используется сенсорно-моторная методика. Суть ее основана на тесной связи между быстротой реакции и способностью различать микроинтервалы времени — порядка десятых и сотых долей секунды. Возможность спортсмена управлять скоростью передвижений способствует ее улучшению, выполняется в три этапа: на первом этапе действие выполняется с максимальной скоростью; на втором — совершенствуется способность оценивать интервалы времени; на третьем этапе — в заданиях по времени воспитывается способность управлять скоростью.

III этап — моторная и психорегулирующая тренировка. Внимание направлено на предстоящее движение, моторный тип реакции, в этом случае быстрота реагирования выше, чем при концентрации внимания на сигнал. Затем происходит поиск мысленного образа, связанного с ощущением легкости и быстроты в процессе реагирования; реагирование закрепляется и осуществляется в целостном движении. Широко используется соревновательный и игровой методы выполнения упражнений, так как позволяют создать высокий эмоциональный фон и психологическую концентрацию внимания.

Сложная реакция характеризуется неопределенностью раздражителя и неопределенностью ответного действия. Большинство сложных реакций наблюдается в спортивных играх и единоборствах. Различают реакции выбора, когда необходимо выполнить действие только на один определенный сигнал из нескольких, например по заданию или в единоборстве изменить свои действия при изменении обстановки или поведения соперника, и реакция на движущийся объект (РДО), например в спортивных играх, когда необходимо увидеть мяч, определить его пространственно-временные характеристики, выбрать ответное действие, начать выполнение. Сложные реакции обладают большей специфичностью. Перенос быстроты двигательной реакции идет только в одном направлении, т.е. развитием быстроты реакции нельзя увеличить быстроту движений.

Ссылка на основную публикацию
Слабость и потливость без температуры причины недомогания
Потливость при ОРВИ и простуде Во время простуды, помимо обычных симптомов (кашель, температура, затрудненное дыхание, слабость) часто замечают повышенное потоотделение....
Сколько смеси нужно кушать новорожденному младенцу САЛИД
Ребёнок на искусственном вскармливании: питаемся правильно Всем здравствуйте, уважаемые читательницы! Недавно услышала мнение, что ребёнок на искусственном вскармливании буквально обречён...
Сколько стоит микроблейдинг бровей, реальные цены
Сделать брови микроблейдинг фото цена Все техники, колористика Волосковый микроблейдинг (Перманент бровей) Европейская техника, восточная техника (6D) – рисуются отдельные...
Слабость у женщин постоянная сонливость, усталость, быстрая утомляемость, каковы симптомы, в чем при
Головокружение, обморок Наверняка каждый человек в своей жизни сталкивался с головокружением. Головокружение - это ощущение нарушения ориентации тела в пространстве....
Adblock detector