Скрининг слуха новорожденных и детей раннего возраста

Аудиологический скрининг — отзыв

«Ваш ребёнок не слышит» или как из-за безобидного обследования я чуть не сошла с ума.

Всем доброго времени суток!
Три месяца назад я родила самого сладкого мальчика и готова по горячим следам, так сказать, поделиться своим опытом и своей горькой историей.
Сегодня на повестке дня — аудиологический скрининг.

Хочется в кратце рассказать о своих родах:

Роды были тяжелые.

07-00 — прокол пузыря

10 -00 — капельница с окситоцином

16-00 — эпидуральная анастезия

22-10 — роды с эпизио и вакуум экстракцией.

Ниже скину ссылки на отзывы о естественных родах и вакууме.

В общем, после ужасных во всех смыслах родов мои беды не закончились. Более того, началось самое страшное.

Вот честно — роды ничто по сравнению с тем, что мы пережили потом.

Я покорно ждала выписку, но не тут то было! Мы слегли с билирубином 270. Лечились в роддоме под лампой, но результата это лечение не дало, так как у нас были гематомы и конфликт по группе крови (да да, конфликт бывает не только по резус фактору).

И вот на 5 день было принято решение перевести нас с малышом из ПЦ в патологию новорожденных и недоношенных детей с желтухой и сопутствующими (кефалогематома кровоизлияние в левый надпочечник).

Перед тем, как отправить нас в другое здание, пришла медсестра провести тест на генетические мутации, а позже достала неведомый для меня аппарат. Этот аппарат оказался для проверки слуха у малышей, а процедура называется — аудиологический скриниг, либо коротко — аудиоскрининг.

Аудиологический скрининг новорожденных – это программа для определения остроты слуха у детей сразу после рождения.

По статистике, у 2% новорожденных диагностируется тугоухость, – и точно сказать, что тот или иной ребенок застрахован от утраты слуха, не может никто. Спровоцировать патологию способны разные причины. В половине случаев проблема связана с генетическими факторами. К необратимым нарушениям остроты слуха приводит передача аномальных генов от родителей к ребенку, которые вызывают неправильное дородовое развитие эмбриона.

Причины возникновения тугоухости у ребенка могут быть различные, но в большинстве случаев это наследственная патология, либо родовая травма, либо перенесенное матерью тяжелое инфекционное заболевание.

Из всего вышеперечисленного нам не подходит ничего.. В роду, благо, тугоухих у нас нет; я во время беременности не переносила никакие заболевания, кроме легкой простуды на 36 неделе; тяжелой родовой травмы, несмотря на вакуум-экстракцию, у нас не было.

Но нам этот скрининг провели все равно, так как с 2008 года эта процедура стала обязательной в России.

Существуют несколько видов исследования слуха:

Для скрининговой аудиологической проверки новорожденных существует два основных метода исследования:

  • Оценка слуховой реакции стволовой части мозга (СРСМ).
  • Измерение отоакустической эмиссии (ОАЭ).

Оба способа надежны, неинвазивные, проводятся с помощью специальной аппаратуры. При этом от младенца не требуется никаких действий, кроме спокойного поведения во время теста. Метод, которым будет проводиться скрининг в роддоме или поликлинике, зависит только от оснащения и подготовки медперсонала.

СРСМ тестирует целостность функционирования системы слуха от внешнего уха до стволовых клеток мозга. При обработке звуковой информации, звук в виде импульса проходит через уши в стволовые отделы мозга у основания черепа. Во время реакции на звуковые раздражители соответствующих отделов мозга измеряется ответ стволовой части мозговых клеток.

Метод отоакустической эмиссии (ОАЭ) измеряет реакцию на звук во внутреннем ухе новорожденного. В ходе этой реакции во внутреннем ухе производится звук в ответ на полученный внешний звук.ест ОАЭ проводится методом расположения маленького прибора, содержащего динамик и микрофон, в ухо младенца. В то время как внутреннее ухо младенца обрабатывает звук, посылаемый с динамика, электрический сигнал проходит по слуховому нерву в стволовые части мозга. При этом в слуховой системе возникает звуковой сигнал, который возвращается назад в слуховой проход внешнего уха младенца.

Нам делали второе исследование, путем введения в ушко специального аппарата с насадкой по типу наушника.

И ВОТ ТУТ ТО И НАЧАЛАСЬ ЖАРА.

Вставляет медсестра прибор в одно ухо — не прошел, вставляет во второе — не прошел.

Я стою в недоумении, спрашиваю в чем дело, на что слышу ответ: «Ну не слышит ваш ребенок».

Что, простите?! Вы серьезно?!

В тот день я узнала о кровоизлиянии в надпочечник, что мы вынуждены пролежать в стационаре минимум две неделе, да черт побери, я еще после своих родов не отошла и что я слышу.

Я не могу описать весь спектр эмоций, которые мне пришлось испытать. Не выдержав эмоциональной встряски я теряю сознание и лежу под капельницей. Лежу и думаю, как дальше быть, что делать.. В голове столько мыслей. А сколько слез было пролито.

После капельницы звоню мужу, все рассказываю. Он срывается с работы. Мы бежим к неонатологу. Та говорит, что тест надо переделать попозже и что возможно, это просто ошибка, либо не вышла еще родовая смазка, либо пробки в ушах. Но я думаю, что меня поймет сейчас любая мать: если есть хоть мизерная доля вероятности того, что с ребенком что-то не так — она будет переживать.

Нам сказали ждать месяц.

Я лежала в больнице с ребенком 21 день с момента его рождения. В это время нам перепроверяли слух еще 2 раза, результат отрицательный.

Попытаюсь немного перенести Вас, дорогие читатели, в ту атмосферу: лежу я одна в палате с ребенком, мужа не пускают — нет прививки от кори (точнее она есть, но сделана в другой стране и ради этих результатов муж не полетел за результатами). Я один на один со своими переживаниями. Реву 24 на 7. Давление зашкаливает. Я успокаивалась лишь на пару часов и то заставляя себя, так как я дико боялась лишиться молока и также малыш все чувствовал, а ему надо было выздоравливать. У меня рыдал даже муж! Я за все время жизни с ним никогда не видела его слез! Это так тяжело было, не описать словами

Читайте также:  Список отрицательных качеств человека для резюме - Статьи

Я читала много форумов на этот счет и многие мамы писали, что проходили проверку через месяц и все у них было отлично.

После выписки мое состояние нормализовалось, я ждала месяца, чтобы проверить слух по месту жительства в поликлинике. Все это время я присматривалась к ребенку, хлопала над ни =м в ладоши (знаю. что так делать нельзя). Блин, я не думала, что буду радоваться тому, как пугается мой ребенок

На звук Доминик реагировал через раз, и я все равно жила в страхе..

В месяц проходим проверку по месту жительства — не прошли. Отправили нас к ЛОРу проверить на наличие пробок в ушах. ЛОР не увидела пробок и нам дали направление в сурдологический центр.

Приехали мы туда только в 2,5 месяца. Прошли еще раз проверку на аппарате — результат отрицательный. Тогда врач стала проверять слух бытовыми методами: била в барабан — ребенок со страху аж подпрыгнул; била в ладоши — реагировал;м гремело погремушкой — реакция была. После мы прошли в отдельный кабинет и проверили слух каким-то уже более мощным аппаратом, который показал, что у Доминика в ушках еще осталась родовая смазка, а также сурдолог увидела, что в ушках много серы (тогда как по МЖ уверяли, что ее нет).

Сурдолог объяснила, что в нашем случае надо просто выждать время. У нас узкие ушные проходы, сера в ушах и водичка еще не вышла. Но самое главное это то, что подтвердилось, что ребенок слышит!

Да и сейчас нам три месяца и я явно вижу, что ребеночек слышит! Он реагирует на звуки, пугается резких, улыбается на сой голос и замечательно лепечет (тогда как тугоухие детки не лепечут вообще).

Так вот напрашивается вопрос: зачем проводить это обследование в первые дни жизни ребенка? Свести с ума родителей? Я просто не понимаю!

Я могла потерять молоко, да и просто напросто сойти с ума за это время!

На данный момент тест мы еще не прошли, ждем испарения водички и прочистки ушек.

Но мои опасения не подтвердились и это главное! Если и есть снижение слуха у ребенка, то оно минимальное! Но это не значит, что он не слыгит, как мне залепили в роддоме!

В общем, девочки, родненькие, если кто-то столкнулся с такой бедой — не опускайте руки! Просто сразу идите к хорошим специалистам и ждите! И все будет хорошо!

А тут вы можете прочитать мои отзывы о родах и вакуум-экстракции:

Не прослушиваются ушки у новорожденного

По данным статистики, ежегодно в России из 1 000 здоровых новорожденных 1 ребенок рождается с тотальной глухотой. У детей, родившихся недоношенными, с низкой массой тела, с поражением ЦНС, эта цифра увеличивается в 20 раз. Однако, сегодня, глухота — не приговор. Главное вовремя заметить и обратиться к специалистам.

Иногда, идя по улице, мы замечаем людей, которые жестикулируют, повернувшись, друг к другу. Мы проходим мимо, не задумываясь, как живется этим людям в стране глухих когда мир вокруг тебя лишен всех звуков, когда ты не можешь услышать плач новорожденного малыша, признание в любви, слова прощения, мольбы о помощи. А как живется маленькому, только что родившемуся человечку в мире без колыбельной мамы, без смеха папы, без мяуканья кошки, пения птиц? Как жить и развиваться ему, лишенному слуха? И, если Вам кажется, что Вас и Ваших близких обойдет эта беда, то могу огорчить Вас, это может случиться с каждым. Существуют факторы риска по тугоухости:

Неблагоприятный семейный анамнез:

1.Нарушение слуха в молодом возрасте хотя бы у одного из членов семьи.

Неблагоприятный материнский анамнез:

1. Токсикозы первой половины беременности и гестозы.

2. Инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, корь, опоясывающий лишай, herpes zoster, цитомегаловирусная инфекция, грипп, эпидемический паротит, токсоплазмоз и др. вирусные инфекции).

3. Применение матерью во время беременности ототоксических препаратов.

Неблагоприятный анамнез жизни ребенка:

2.Гестационный возраст более 40 недель.

3.Оценка по шкале Апгар при рождении 0-3.

4. Масса тела при рождении менее 1500 г.

5. Асфиксия новорожденного

6. Врожденные пороки челюстно-лицевого скелета

7.Сочетанные с нарушением слуха пороки развития ребенка

8. Внутричерепная родовая травма

9.Тяжелое гипоксически-ишемическое поражение ЦНС

10. Гемолитическая болезнь новорожденного.

11. Гипербилирубинемия (более 20 мкрмоль/л).

12. Менингит новорожденных.

13.Лечение ототоксическими препаратами

Главное, что должна знать каждая мама, что слух новорожденному проверяют в род. доме на 3-4 сутки. Проводится это ВСЕМ малышам. Результат обязательно записывают в выписку: это: «тест прошел» или «не прошел». На этом моменте, подробнее для тех, кто «тест не прошел»: дорогие мамочки, волноваться еще рано, это не означает, что ребенок не слышит, это означает, что Вы должны в 1 мес повторить этот тест в поликлинике по месту жительства. Существуют причины, непрохождения этого теста:

• Серные массы (родовая смазка) в наружном слуховом проходе

• Миксоидная ткань или экссудат в среднем ухе

• Поражение наружных волосковых клеток

• Несоблюдение условий проведения теста (тест проводится в тишине, при этом ребенок должен спать!)

Если же, во второй раз ребенок не проходит аудиологический тест, его обязательно должны направить на углубленное аудиологическое обследование в сурдологический центр: детей Свердловской Области — в Областной детский сурдологический центр МКМЦ «Бонум». Там опытные специалисты определят степень потери слуха, расскажут дальнейшие Ваши действия.

Некоторым малышам необходимо надеть слуховые аппараты, и надеть их нужно в определенный срок: до 6 месяцев. И, неправда, что все вокруг скажут, что рано, что нужно подождать, что слуховые аппараты портят слух и одевать их нужно только в крайних случаях! Нужно слушать ВРАЧА! Ведь промедление со слухопротезированием в первый год жизни, влечет за собой отставание в речевом развитии. Если ребенок не слышит звуки, он не понимает речь, поэтому не начнет говорить или начнет говорить позже, со значительными нарушениями.

Читайте также:  Долгит Российские аналоги импортных лекарств с ценами

Помните, что современные слуховые аппараты, это не те устаревшие аппараты, которые Вы видели на бабушках. Современное слухопротезирование это:

Но, есть потери слуха, при которых не сможет помочь никакой, даже самый мощный слуховой аппарат: это глухота! Это страшные слова, их страшно говорить врачу и страшно услышать маме: Ваш ребенок не слышит. И Вы понимаете, что самый лучший, самый красивый в мире малыш никогда не станет музыкантом (или врачом, или актером). Потому, что он глухой. Разве можно передать все горе и отчаяние, которое охватывает родителей, бабушек и дедушек. Главное, чтобы Вы не остались одни в этот момент. Врачи и педагоги Областного детского сурдологического центра МКМЦ «Бонум», помогут Вам справиться со всеми трудностями.

На сегодняшний день — глухота это не приговор. Существует проверенный, эффективный и безопасный метод реабилитации детей с тотальной глухотой. Это кохлеарная имплантация.

КОХЛЕАРНАЯ ИМПЛАНТАЦИЯ — это система мероприятий и технических средств, направленная на восстановление отсутствующего физического слуха.

Комплект кохлеарной имплантации состоит из двух частей: внутренней и наружной. Внутренняя (имплантируемая), хирургическим путем помещается под кожу головы и в улитку во время операции. Наружная часть — речевой процессор носится за ухом или пристегивается к одежде малыша.

Как работает система кохлеарной имплантации?

1. Микрофон воспринимает окружающие нас звуки и передает их в речевой процессор.

2. Речевой процессор анализирует звуки и кодирует их в последовательность электрических импульсов.

3. Эти импульсы антенна-передатчик посылает через неповрежденную кожу к кохлеарному импланту.

4. Имплант передает электрические импульсы на электроды в улитке, где происходит стимуляция волокон слухового нерва.

5. Слуховой нерв воспринимает электрические импульсы и посылает информацию в слуховые центры мозга. Мозг распознает переданные сигналы как звук.

Показания к кохлеарной имплантации

· Двусторонняя глубокая сенсоневральная глухота (средний порог слухового восприятия на частотах 0,5, 1 и 2 кГц более 95 дБ)

· Пороги слухового восприятия в свободном звуковом поле при использовании оптимально подобранных слуховых аппаратов превышающие 55 дБ на частотах 2-4 кГц

· Отсутствие выраженного улучшения слухового восприятия речи от применения оптимально подобранных слуховых аппаратов (у детей, перенесших менингит, этот промежуток может быть сокращен)

· Отсутствие когнитивных проблем

· Отсутствие психологических проблем

· Отсутствие серьезных сопутствующих соматических заболеваний

· Готовность родителей к длительному послеоперационному реабилитационному периоду занятий с аудиологами и сурдопедагогами

Противопоказания к кохлеарной имплантации являются:

· Полная или частичная, но значительная, облитерация улитки

· Ретрокохлеарная патология (поражение слухового нерва, невринома слухового нерва и проч.)

· Отрицательные результаты промонториального теста

· Сопутствующие тяжелые соматические заболевания (хроническая почечная недостаточность, декомпенсированные пороки сердца и т.д.)

· Наличие очаговой патологии в корковых или подкорковых структурах головного мозга

· Отсутствие стремления к многолетней работе с сурдопедагогом после имплантации или отсутствие поддержки членов семьи и их готовности к длительной реабилитационной работе

Отдельно хочется затронуть тему преимущества проведения кохлеарной имплантации в раннем возрасте.

Чем раньше выявлена потеря слуха, тем раньше можно провести кохлеарную имплантацию. Если операцию провели рано, до того как малыш научился говорить, то речь ребенка может развиваться спонтанно, практически так же, как у их слышащих ровесников.

Чем позже сделана операция, тем больше усилий родителей, занятий с педагогами Вам потребуется, тем сложнее ребенку понимать окружающих людей , и научиться говорить.

В настоящее время имплантацию у детей проводят уже на первом году их жизни.

Я искренне верю, что пройдет несколько лет (для кого-то 2 года, для кого-то 3) и Ваш изумительный ребенок прибежит из детского сада и скажет Вам: » Маасьа, ся, я дя атя» что означает: «Мамочка, садись скорей, я дам тебе конфетку». И это будут самые приятные моменты Вашей жизни. И пусть в первое время понимать его будете только Вы, наступит момент, когда уже совсем взрослая и красивая дочка или умный и сильный сынок, закончив школу, поцелует Вас и совсем по-другому скажет: «Спасибо за все, милая мамочка». И тогда Вы вспомните всех тех людей, кто поверил в Ваши силы, кто был с Вами в те трудные первые годы. Так давайте вместе с вами станем этими добрыми людьми и поможем глухому ребенку выйти из мира глухонемоты. Пусть он услышит мир и заговорит.

21—23 марта 2008 г.
в Минске состоится тренинг-семинар
«МУЖСКОЕ И ЖЕНСКОЕ. МАГИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ»

По результатам некоторых исследований самым желанным подарком на Новый Год большинство современных детей считает компьютер.

Если Вы уже решились на то, чтобы устроить своему ребенку настоящий праздник, но не знаете, с чего начать, – читайте материал

Авторские материалы о детях, их рождении, развитии, воспитании, обучении. Вы сможете найти на этих страницах рекомендации специалистов, чья профессиональная деятельность связана со здоровьем, воспитанием, образованием, безопасностью наших детей. Здесь можно получить ответы на любые интересующие вас вопросы, от профессионалов — участников нашего проекта.

Последние вопросы:


  • Ребенку 7 лет, 2 месяца назад была простуда и бронхит.
  • У ребёнка 1,11 аллергия с рождения.
  • Как воспитывать детей?

Здесь вы найдете большое количество информации, полезной и интересной, для родителей, для детей и для специалистов. Сказки, считалки, игры, песни профессиональная литература, методические пособия и многое другое — все, что нужно для гармоничного развития наших детей, вы найдете в самом большом разделе портала!

Слух младенца

Еще в роддоме новорожденного обследуют самые разные специалисты. И одним из таких обследований становится проверка слуха ребенка.

Слух – одна из самых важных функций в организме человека. Слух необходим, чтобы научиться говорить: слыша звуки, маленький ребенок со временем начинает повторять их, развивая свою речь. Если же ребенок слышит плохо, по мере взросления у него могут возникнуть и проблемы с развитием речи, так как, согласитесь, довольно сложно воспроизводить то, чего не слышишь.

Зачаток органа слуха и равновесия появляется у будущего младенца в начале четвертой недели беременности. Развивается он постепенно сразу в нескольких направлениях (внутренне ухо, среднее ухо, наружное ухо). При появлении малыша на свет ухо ребенка заполнено первородным калом и родовыми водами, а полностью ушки сформируются только к четырем годам жизни. На любом этапе развития ушек малыша может произойти какой-нибудь сбой, что-то повлияет на процесс. Поэтому очень важно проверять слух младенца.

Полная глухота или тугоухость (когда человек слышит плохо) могут быть врожденными и приобретенными. Врожденная глухота может быть результатом неправильного развития какого-нибудь элемента органа слуха; повредить формирующееся ушко ребенка во время внутриутробного развития могут инфекционные заболевания, перенесенный мамой – краснуха, корь, грипп, герпес, особенно опасные в первые четыре месяца беременности. Нарушение слуха у ребенка может быть следствием воздействия на организм мамы радиоактивного излучения, алкоголя, токсических веществ — хинина, салициловых препаратов, ототоксических антибиотиков – стрептомицина, гентамицина, амикацина, тобрамицина и др. Неблагоприятными факторами для развития слуха малыша могут стать токсикозы во время беременности, гемолитическая болезнь новорожденных (несовместимость мамы и ребенка по резус-фактору), асфиксия новорожденного, недоношенность, маленькая масса тела при рождении (менее 1500гр.), переношенность (рождение после 40 недели), патология челюстно-лицевого скелета новорожденного малыша, проведение интенсивной терапии после рождения – искусственная вентиляция легких, длящаяся 5 дней и дольше.

Полную или частичную потерю слуха, развившиеся и проявившиеся после рождения, специалисты рассматривают как приобретенную. Вызывающих их причин множество: это острые и хронические заболевания среднего уха, акустические травмы и травмы черепа, инфекционные заболевания – менингит, грипп, корь, паротит. К снижению слуха могут привести сосудистые нарушения, возрастные изменения, различные отравления (ртутью, мышьяком, хинином; также на слух ребенка могут подействовать ототоксические антибиотики, влияние которых на орган слуха, кстати, усиливается при заболевании почек).

Новорожденный малыш различает только звонкие высокие тона и не реагирует на низкие и тихие. К 4-6 месяцам у ребенка появляется способность локализовать звуки. У хорошо слышащего малыша с полугода способность реагировать на звуки лепетом, воркованием, поворотом головы в сторону источника звука становится очевидной для родителей, родственников, врачей. С 9 месяцев появляется способность подражать звукам, повторять некоторые из них. После этого возраста малыши начинают понимать значение звуков, осмысливать речь. Речь ребенка развивается параллельно со слухом. Можно сказать, ребенок говорит то, что слышит, и так, как слышит.

Распознать в первые месяцы жизни, что слух у младенца снижен или отсутствует, весьма трудно. Даже полностью лишенный слуха младенец в определенные моменты плачет и может ворковать, из-за чего окружающие и не подозревают, что у ребенка могут быть проблемы со слухом. Только позднее, когда нормально развивающиеся дети начинают лопотать более-менее осмысленно, а ребеночек с плохим слухом – нет, у родителей появляются подозрения и опасения. Зачастую к специалистам обращаются довольно поздно.

Слух новорожденного младенца проверяют, регистрируя безусловные рефлексы, реакцию ребенка на некий звук. К таким реакциям относятся мигание век, замирание или «застывание» ребеночка, движение, разведение в стороны ручек и ножек, вздрагивание всего тела, сосательные движения, изменение ритма дыхания, широкое открывание глаз, пробуждение спящего ребенка. Казалось бы, процедура не сложная, но она требует специальной подготовки проверяющего. Такая оценка реакции младенца довольно субъективна; важно не принять обычную подвижность ребенка за реакцию на звук. Ребеночек, которому проверяют слух, должен быть спокоен и здоров (не простужен, например), чтобы врачи могли отличить его реакцию на звук от беспокойства из-за некомфортного состояния.

Существуют и другие методы определения слуха у маленьких детей. К ним относится компьютерная электроэнцефалоаудиограмма. Такое исследование функции слуха ребенка проводят под легким наркозом. Малышу подаются определенные сигналы, и если слух не нарушен, то в коре головного мозга возникают ответные реакции. Компьютер их регистрирует, суммирует и выдает заключение о том, слышит ли малыш и насколько хорошо он слышит.

Проверить малыша можно и с помощью ориентировочной аудиометрии. При этом способе проверки используются не только звуковые, но и визуальные сигналы – картинки, свет. Любой малыш, даже прекрасно слышащий, прежде всего обратит внимание на картинку или игрушку, а уж потом повернется в ту сторону, откуда исходит звук. Но если ребенок заинтересован только изображением и не реагирует на звуковые раздражители, у него можно заподозрить снижение слуха. Это весьма упрощенное объяснение метода аудиометрии, и, разумеется, проводить такое испытание следует специалисту.

Знание неблагоприятных для слуха факторов позволяет не допустить их в жизнь ребенка. Чтобы малыш хорошо слышал, профилактику глухоты и тугоухости надо начинать еще с женской консультации. Принимать во время беременности те антибиотики, которые могут способствовать снижению слуха ребенка, следует только по специальному назначению врача, только в прописанном количестве. Нужно беречься от вирусов и инфекций, а когда появится малыш, тщательно следить за его здоровьем.

Если все-таки вас постигла такая беда, не отчаивайтесь. Вылечить врожденные нарушения слуха не представляется возможным на сегодняшний день, но их можно не пускать на самотек. Вовремя обратитесь к докторам за помощью и реабилитацией. Сурдопедагоги и логопеды обучают детей речи, благодаря чему ребенок может на равных общаться и с теми, кто не слышит, и со слышащими людьми. Также не стоит бояться слуховых аппаратов. Понятие о том, что это приспособление мешает развиваться оставшемуся у ребенка слуху, неверно. Слуховые аппараты поддерживают восприятие ребенком окружающих его звуков, малыш адекватно воспринимает мир, учится говорить так же, как и другие дети.

Если ребенок со сниженным слухом научился общаться с окружающими, реабилитация считается успешной. Однако родители должны понимать, что работа на этом не закончена. От семьи и друзей зависит то, как малыш приспособится к миру без звуков, будет ли он чувствовать себя полноправной частью этого мира.

Ссылка на основную публикацию
Сколько смеси нужно кушать новорожденному младенцу САЛИД
Ребёнок на искусственном вскармливании: питаемся правильно Всем здравствуйте, уважаемые читательницы! Недавно услышала мнение, что ребёнок на искусственном вскармливании буквально обречён...
Сколько живут с рассеянным склерозом примерные сроки
Сколько можно прожить с рассеянным склерозом Появление очагов из разрушенных клеток миелиновой оболочки нервного волокна сопровождают симптомы нарушений в деятельности...
Сколько живут с хроническим панкреатитом как долго осталось жить
Сколько живут с хроническим панкреатитом Многих пациентов волнует вопрос: сколько живут с хроническим панкреатитом не соблюдая диеты, какова статистика продолжительности...
Сколько стоит микроблейдинг бровей, реальные цены
Сделать брови микроблейдинг фото цена Все техники, колористика Волосковый микроблейдинг (Перманент бровей) Европейская техника, восточная техника (6D) – рисуются отдельные...
Adblock detector