Сказкотерапия как способ гармонизации, познания, «исцеления» личности

Сказкотерапия как способ гармонизации, познания, «исцеления» личности

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (515,1 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

“Сказка — быль, да в ней намек. ”

В жизни каждого человека присутствует “сказка”. Для кого-то это слово — Детство. Мама. Радость за одного героя и сочувствие другому. Для кого-то сама жизнь и есть сказка.

Сказка – необходимый элемент воспитания ребенка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, освещает проблемы добра и зла, развивает творческий потенциал, фантазию, воображение. Слушая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются.

Сказкотерапия рассматривает сказки как средство выражения и проявления психических аспектов. Она формирует в человеке способность к обучению, саморазвитию, способствует естественной коммуникации. Развивает умение видеть оборотную сторону проблемы. Пробуждает веру в собственные силы. Учит преодолевать страхи и трудности, принимать решения. Снижает уровень агрессивности и тревожности.

Преимущество сказкотерапии заключается в том, что она интегрирует множество психотехнических приемов в единый сказочный контекст, позволяющих смягчить поведенческий негативизм у личности. Через сказку человек может понять законы мира, в котором он родился и живет. Главное — заронить в душу зерно осмысления. В сказке ребенок проявляет свои врожденные психические структуры, образы, мотивы, которые ярко отображаются и могут оказывать ключевое влияние на сюжет, с другой стороны сказка затрагивает ранние детские переживания. В содержании сказки можно рассмотреть, чем сейчас живет ребенок, какие у него основные переживания, проследить генезис личности ребенка.

Сочиняя сказки нужно обращать внимание на то, с каким именно лицом идентифицирует себя автор. Интересы, желания, потенциалы и способности, которыми обладает герой, они могут отражать те качества, которыми обладает сам автор. Важный момент в анализе линии главного героя – адекватность его поведения происходящему: событиям, другим героям. В этом случае можно говорить об адекватности поведения самого автора и силе его «Я». Эпитеты, прилагательные, метафоры описывают эмоциональное отношение автора к самому себе. Мотивы поступков героя могут отражать собственную мотивацию автора, как реальную так потенциальную или скрытую. Способы преодоления трудностей героем отражают стиль поведения автора в сложных ситуациях.

Проводя занятия, важно соблюдать определенные правила. Во время повествования сказки необходимо расположиться напротив ребенка, чтобы он видел ваши глаза и выражение лица. Когда рассказываете или читаете сказку, нужно передавать истинные чувства и эмоции героев. Нельзя допускать затянувшиеся паузы. Работая со сказкой, обратите внимание на то, чтобы в ней не содержалось готового ответа. Предоставьте ребенку возможность подумать и предложить вариант выхода из той или иной ситуации самому. Никаких нравоучений, строгого тона и повелительных интонаций. Только доброжелательность, свобода самовыражения, ненавязчивость и искренность, а также уместность сказки в определённой ситуации. Содержание сказки должно соответствовать возрастным и психофизическим особенностям детей: чем младше ребенок, тем проще сюжет, больше повторов, меньше деталей.

Чтобы обычная сказка стала терапевтической, необходимо чтобы создаваемая сказка отвечала проблемам ребенка, однако не была похожей на неё досконально. Обязательно должна содержать замещающее действие, используя которое, человек научится по-новому подходить к решению своей проблемы. Сюжет терапевтической сказки должен быть последовательным.

Существуют следующие типы сказок:

    Дидактическая сказка — самая простая и ненавязчивая. Чаще всего её используют в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Цель дидактической сказки скромна — передать ребёнку некое новое знание, умение, навык. Дидактические сказки создают педагоги для “наполнения” учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и т.д.) оживают, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки раскрывают содержание и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок “подаются” учебные задания.
  • Психологическая сказка — чуть сложнее и одновременно — чуть проще. Психологическая сказка — это любая авторская история, содержащая вымысел. В этом заключается её простота. Но одновременно с этим, психологическая сказка имеет своей целью повлиять на личностное развитие слушающего путём передачи важной информации в ярком метафорическом виде. В этом её сложность.
  • Психокоррекционные сказки сочиняются и рассказываются с целью оказать мягкое влияние на поведение и установки человека — как взрослого, так и ребёнка. Сначала в такой психокоррекционной сказке демонстрируется неэффективный и непродуктивный стиль поведения, а потом предлагается альтернатива. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается “замена” неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также пояснения ребенку смысла происходящего. Применение психокоррекционных сказок разделено по возрасту (примерно до 11-13 лет) и проблемам (неадекватное, неэффективное поведение).
  • Психотерапевтическая сказка — это жемчужина в короне сказкотерапии. Эти сказки обладают наибольшей силой воздействия, они должны быть глубокими, красивыми и мудрыми. Темы, которые затрагиваются в психотерапевтических сказках — отношение человека к самому себе, к миру вообще и к другим людям. Цель психотерапевтической сказки — оказать своевременную поддержку, избавить от страданий, помочь в проблемной жизненной ситуации, вылечить психоэмоциональную травму. Чаще всего для создания психотерапевтических сказок используется арсенал религиозных духовных притч. Психотерапевтические сказки в работе с детьми используют, когда нужно обсудить проблему жизни и смерти, смерти близкого человека; в случае психоэмоциональной травмы, разлучения родителей и тому подобное. То есть в тех случаях, когда необходимо объяснить смысл происходящего, и помочь изменить к нему отношение. К психотерапевтическим сказкам можно рисовать иллюстрации, изготавливать кукол и ставить спектакли.
  • Медитативная сказка — самая сложная. Её под силу создать и рассказать лишь тем, кто одарён свыше даром рассказчика. Главное назначение медитативных сказок — сообщение нашему подсознанию позитивных “идеальных” моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Поэтому особенностью медитативных сказок является отсутствие конфликтов и злых героев.

Варианты работы со сказкой:

  • нарисовать, слепить или выразить сказку в виде аппликации;
  • изготовить своими руками куклу по мотивам сказки;
  • сделать постановку сказки в виде настольного театра;
  • написать собственную сказку

Структура сказкотерапевтического занятия может быть следующей:

Этап Назначение Содержание
1. Ритуал “входа” Создать настрой на совместную работу. Коллективное упражнение.
2. Повторение Вспомнить то, что делали в прошлый раз, какие выводы сделали, какой опыт приобрели, чему научились. Вопросы ведущего; что было на прошлом занятии, использовали ли новый опыт, как помогло в жизненных ситуациях то, чему научились на прошлых занятиях.
3. Расширение Расширить представление клиента о чем-либо. Ведущий рассказывает новую сказку.
4. Закрепление Приобрести новый опыт, закрепить новые качества личности клиента. Игры, позволяющие приобрести новый опыт, символические путешествия и представления.
5. Интеграция Связать новый опыт с реальной жизнью. Обсуждение и анализ жизненных ситуаций, в которых можно использовать опыт, приобретенный на занятии.
6. Резюмирование Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся. Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, подчеркивает значимость приобретенного опыта и т.п.
7. Ритуал “выхода” из сказки Закрепить новый опыт, подготовить клиента к взаимодействию в привычной социальной среде. Повторение ритуала “входа” в занятие с дополнениями. Ведущий: “ Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились”.

После прочтения, сочинения или инсценирования сказки необходимо побудить клиента к анализу поступков и отношений героев, а также к обсуждению его личного отношения к сказке. Смысл анализа сказки в сказкотерапии состоит в том, чтобы понять и проинтерпретировать суть сказочных ситуаций, образов, конструкций сюжета. В основании этого направления работы со сказкой лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в себе огромный скрытый смысл, осознание которого приводит к решению эмоционально-личностных и поведенческих проблем личности.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что сказкотерапия — это психотерапевтическая техника, с помощью которой можно “исцелять душу”, совершенствовать внутренний мир и гармонизировать систему взаимоотношений с окружающими.

Попробуйте сделать маленький шажок в мир сказок — и увидите результаты!

Классификация сказок в сказкотерапии

В настоящее время среди сказкотерапевтов широко известна типология сказок, предложенная Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, которая включает в себя художественные (народные и авторские), психотерапевтические, психокоррекционные, дидактические, медитативные.

Как справедливо указывает сама Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, художественные сказки имеют и дидактический, и психокорреционный, и психотерапевтический и даже медитативный аспекты. Уже этот факт, на наш взгляд, свидетельствует о некоторых недостатках предлагаемой ею типологии сказок, главным из которых является неясность критерия классификации. Действительно, если народные сказки (и плюс к ним мифы, притчи, истории) отнесены к художественным, то получается, что они не могут быть психотерапевтическими, в то время как их терапевтический потенциал часто значительно превосходит возможности многих специально созданных в лечебных целях сказочных историй. Кроме того, остается не вполне ясным, почему группа «авторские» выделяется только в этом виде сказок, хотя очевидно, что они присутствуют и в других видах.

Отталкиваясь от типологии Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, предлагаю читателю собственную классификацию сказок, используемых в настоящее время в сказкотерапии[3] (рис. 1).

На наш взгляд, более правомерным было бы разделение всей совокупности сказок на фольклорные (народные) и авторские. При этом в обоих типах сказок можно выделить развлекательные, художественные, дидактические и психологические. Последний тип сказок включает медитативные, психокоррекционные, психотерапевтические и развивающие. Как легко увидеть, нами введен еще один вид сказок, которого нет в типологии Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой – психологические сказки.

Рис. 1. Классификация сказок

Основным критерием классификации может служить такой очевидный параметр, легко выделяемый почти в любой (особенно в авторской) сказке, как цель воздействия сказки на слушателя (читателя). Вторым параметром является уровень квалификации специалиста, воздействующего с помощью сказки на другого человека.

Цель развлекательной сказки очевидна из названия. Использовать этот тип сказок может любой хороший (и даже не очень) рассказчик, который вовсе и не обязан быть специалистом: психологом, педагогом или сказкотерапевтом.

Художественная сказка преследует эстетические цели, среди которых развитие умений понимать и чувствовать искусство, способность наслаждаться красотой слова. Именно такой тип сказок, пожалуй, особенно интересен литературоведам и филологам.

В последние годы со стороны очень многих учителей-предметников, воспитателей дошкольных образовательных учреждений и других педагогов усилился интерес к сказке и сказкотерапии. Однако думается, что они, не будучи профессиональными психологами, в большей степени ориентированы на дидактическую сказку, преследующую обучающие и воспитательные цели. В частности, в качестве одной из таких целей может выступить формирование знаний в определенной области, «упакованных» в сказочную форму.

Если все предыдущие типы сказок могут применять люди, не имеющие отношения к профессии психолога (в принципе это могут делать и родители в отношении своих детей), то психологические сказки являются, по-видимому, вотчиной специалиста-психолога и прежде всего психолога-сказкотерапевта. Психологическая сказка не сводится ни к развлекательной, ни к художественной, ни к дидактической, хотя, пожалуй, и должна увлекать (развлекать), и быть художественной по форме, и содержать в себе немалый дидактический потенциал. Балансируя на грани литературного творчества, дидактической работы и формирования мотивации слушателя, психолог-сказкотерапевт должен свои важнейшие цели видеть в другой области: в области создания особого сказочного психологического мира.

Целями психологической сказки выступают: раскрытие перед человеком глубин его собственного внутреннего мира, развитие его самосознания, знакомство с основными психологическими понятиями, помощь на пути становления его личности. Эти обобщенные цели конкретизируются в целях медиативной, психокоррекционной, психотерапевтической и развивающей сказок, о чем пойдет речь ниже.

Поскольку названные виды психологической сказки достаточно известны (их цели определены в работах Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой), то есть смысл более подробно остановиться на введенном нами виде сказок – развивающих.

В качестве рабочего определения психологической развивающей сказки можно принять следующее.

? Психологическая развивающая сказка – это содержащая вымысел авторская история, содействующая оптимальному ходу естественного психического развития и содержащая в метафорическом виде информацию о внутреннем мире человека. Ее цель – открытие человеку богатств его психики с целью помощи в осознании своих особенностей.

Пример психологической развивающей сказки вы можете найти в Приложении 1 на с. 46. Правомерно ли говорить о новом типе сказок, новом по отношению к традиционно выделяемым специалистами?

Покажем, чем отличаются развивающие сказки от медитативных, психотерапевтических и психокоррекционных и чем они сходны.

Развивающие и медитативные сказки. Их сходство заключается прежде всего в том, что 1) и в тех и других происходит глубокое погружение слушающего в сказочный процесс через обращение к своим внутренним состояниям и пробуждение личностных потенциалов человека; 2) эти сказки необходимо читать и слушать не походя, не между делом, а в специально созданных условиях; 3) и те, и другие сказки содержат в себе позитивные модели внутренних состояний, сообщаемые бессознательному.

Развивающие сказки при этом могут быть медитативными (их также стоит слушать под музыку, закрыв глаза и погружаясь в состояние релаксации), а могут и не быть таковыми.

В последнем случае легко обнаружить различия между этими типами сказок: 1) в медитативных сказках отсутствуют конфликты и отрицательные персонажи, а в развивающих они вполне возможны; 2) достижение релаксационного состояния при слушании развивающих сказок в отличие от медитативных не является обязательным, напротив, они могут иметь мобилизующий характер; 3) медитативные сказки могут иметь своим материалом не только явления внутреннего мира человека, как развивающие, но и образцы внешних для него отношений между людьми.

Развивающие и психокоррекционные сказки. Согласно Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение; при этом под коррекцией она понимает «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Такая трактовка понятия психокоррекции представляется не вполне справедливой, поскольку изменение поведения выступает целью ряда бихевиористски ориентированных направлений психотерапии (именно поэтому такие сказки на Западе носят название психотерапевтических историй), а значит, стирается грань между терапией и коррекцией, теряется основание для выделения психокоррекционных сказок в отдельную группу. Однако если принять несколько иное понимание психокоррекции – как психологического воздействия на отдельные структуры психики с целью позитивного изменения, – то такой вид сказок, как психокоррекционные, обретает право на существование. Под целями таких сказок мы будем подразумевать продуктивное влияние на решение клиентами психологических проблем, одним из последствий которого должно стать изменение поведения.

Сходство развивающих сказок с психокоррекционными можно найти в следующем: 1) и в том, и в другом случае события, происходящие с героем (героями), должны быть похожими на реальные ситуации из жизни человека; 2) ребенок или взрослый через сказку обретает возможность осознать свои собственные переживания, отдельные психологические характеристики; 3) альтернативные модели поведения, понятые благодаря сказке, помогают человеку увидеть разные грани возникающих ситуаций и найти новые смыслы.

Различия между этими типами сказок могут быть обнаружены в: 1) отсутствии в развивающих сказках прямой аналогии между жизнью человека и сказочного героя в силу большей обобщенности сюжета; 2) разной целевой ориентации: у развивающей – на личностное развитие путем осознания своих особенностей, у психокоррекционной сказки – на изменение психических структур человека в сторону, желательную для психолога; 3) более объемной области предполагаемых изменений человека в результате воздействия развивающей сказки – не только в конкретных поведенческих проявлениях, как в случае психокоррекционных сказок, но и в изменении смыслов и ценностей.

Развивающие и психотерапевтические сказки. Сходство этих двух видов сказок, пожалуй, более значительно, чем различие. Его можно увидеть при анализе следующих моментов: 1) обращение к глубинному Я человека, его важнейшим смыслообразующим содержаниям; 2) стремление помочь в более осознанном отношении к самому себе, миру, другим людям, а при необходимости – в изменении этого отношения; 3) оказание психологической поддержки и избавление от страданий и негативных переживаний, связанных с какой-либо проблемной жизненной ситуацией или психоэмоциональной травмой.

Различия развивающих и психотерапевтических сказок имеют, по-видимому, непринципиальный характер и заключаются в следующем: 1) развивающие сказки не являются прямой аналогией индивидуальных эго-процессов конкретного человека (разумеется, если не брать во внимание неизбежные проекции самого автора), а для многих психотерапевтических сказок это очень важно; 2) развивающие сказки в большей степени ориентированы на задачи улучшения качества обычной жизни человека и его развитие по сравнению с психотерапевтическими, особенно нужными именно в ситуации жизненных трудностей; 3) развивающие сказки, как правило, пишутся автором-психологом, а психотерапевтические часто создаются самим клиентом.

Итак, выявленные посредством анализа специфические черты психологических развивающих сказок позволяют говорить о существовании в рамках сказкотерапии еще одного вида сказок, область применения которого достаточно широка.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Сказкотерапия в работе с детьми дошкольниками

Ирина Родионова
Сказкотерапия в работе с детьми дошкольниками

Сказкотерапия в работе с детьми дошкольниками

Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать. (В. А. Сухомлинский)

Сказкотерапия – это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, Вачков И. В., М. Осорина, Е. Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие.

Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого.

В сказкотерапии используются разнообразные жанры: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки. Каждому подбирается свой, соответствующий его интересам, жанр.

Как пишет Вачков И. В., главным средством психологического воздействия в сказкотерапии является метафора, как основа любой сказки. Именно точность подобранной метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе

Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра, она нужна для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности. (Дж. Родари)

Цели и задачи:

Сказкотерапия — означает «лечение сказкой». Как пишет Вачков И. В., сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.

Сказки содействуют развитию речи детей, развивают навыки связной речи. Развивают способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор;

Сказки воспитывают послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям. Формируют такие качества как терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу.

Сказки бывают:

Дидактическая сказка – самая простая и ненавязчивая. Цель дидактической сказки скромна – передать ребенку новое знание, умение, навык. Показать смысл и важность этого умения. Круг знаний и навыков, которым обучает дидактическая сказка, очень обширен

Авторские сказки относят к типу психологических сказок. Психологическая сказка чуть проще и одновременно чуть сложнее. Это любая авторская история содержащая вымысел. В этом заключается ее простота, но одновременно с этим ее цель – повлиять на личностное развитие слушающего, путем передачи важной информации в ярком метафорическом виде. В этом ее сложность.

Отличие психологической сказки от дидактической в том, что дидактическая сказка концентрируется на обучении полезным навыкам в бытовой сфере, в то время как психологическая сказка отбрасывает быт и сосредотачивается на психологической стороне всех этих действий. Она сосредоточится на ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИЕ слушающего.

Психокоррекционные сказки сочиняются и рассказываются с целью оказать мягкое влияние на поведение и установки человека – как взрослого, так и ребенка. Сначала в такой психокоррекционной сказке демонстрируется неэффективный и непродуктивный стиль поведения, а потом предлагается альтернатива. События, которые происходят с героями такой сказки, могут быть похожи на события обычной жизни, а звучать могут как несколько абстрактные метафоры.

Психотерапевтические сказки обладают наибольшей силой воздействия, они должны быть глубокими, красивыми и мудрыми. Цель психотерапевтической сказки – оказать своевременную поддержку.

Русская народная сказка – произведение устного творческого русского народа.

В русских сказках русский народ пытался высказать свое национальное мироощущение, наставить своих детей в первобытной, но глубокой жизненной мудрости. Сюжеты народных сказок многообразны. Среди них можно выделить следующие виды.

Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных. Особый смысл сказок о животных. Их герои звери и птицы, но как они похожи на людей! Как и волшебные сказки, сказки о животных помогают верно, понять жизнь, людские нравы. В сказках о животных действительно показано то, что народ осуждал в себе, в своих социальных врагах, в обществе. Высмеивались глупость, хвастовство, плутовство, жестокость, лесть, лицемерие и т. п.

Бытовые сказки. В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций.

Сказки о преобразовании, трансформации. Примером такой сказки может служить сказка Г. Х. Андерсана «Гадкий утенок». Работа с этой сказкой подойдет с людьми, у которых по определенным причинам низкая самооценка.

Страшные сказки. Сказки о нечистой силе: ведьмах, упырях, вурдалаках и прочих.

Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому 6–7 лет. Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека

Художественные сказки

К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами. В художественных сказках есть дидактический, психокоррекционный, и психотерапевтический аспекты. Изначально художественные сказки создавались вовсе не для психологического консультирования, но в настоящее время успешно используются многими психотерапевтами в психологическом консультировании.

Рекомендации к применению сказкотерапии

Сеанс сказкотерапии необходимо проводить некоторое время спустя после предположительно травмирующей ситуации, когда ребенок успокоился и способен взглянуть на происшедшее со стороны, в нашем случае через призму сказочной реальности. Наиболее подходит для такого общения время перед дневным сном.

В некотором царстве, в некотором государстве…»

Эти слова как будто дают понять, что такая история могла произойти где угодно:

может быть, за тридевять земель, а может быть, и рядом. Это будет зависеть от того, насколько близко к себе захочется принять сказочную историю. Определенное место действия психологически отделяет ребенка от событий, происходящих в сказке. Ребенку сложно перенести себя в конкретное место, особенно если он там никогда не был. Для того, чтобы ребенок лучше воспринимал то, что с ним происходит в сказке, можно придумать ритуал перехода в Волшебную страну.

Одним из элементов такого ритуала может стать «превращение» ребенка в любого сказочного героя (по его выбору).

Способ подачи сказочного материала и привлечения ребенка к творческому процессу можно выбрать самостоятельно.

Можно рассказывать сказку, задавая включающие вопросы ребенку в пиковых ситуациях: как ты думаешь, почему герой поступил так, тебе понравился его поступок, как бы ты поступил на его месте?

Можно предложить ребенку сочинить сказку вместе, рассказывая ее небольшие фрагменты по очереди.

Также возможен вариант, когда взрослый предлагает ребенку сочинить сказку на заданную тему.

Еще одним вариантом сказкотерапевтической работы может стать рассказывание известной сказки от лица различных персонажей.

Принципы работы со сказкой

1. Принцип осознанности:

Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Задача: показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже не смотря на то, что на первый взгляд незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначения каждого персонажа сказки.

2. Принцип множественности:

Понимание того, что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов. Задача: показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон.

3. Принцип реальности:

Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок. Задача: кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.

Основные методы сказкотерапии

1. Сочинение и рассказывание сказки:

Любое рассказывание сказки уже терапевтично само по себе. Лучше сказку именно рассказывать, а не читать, т. к. при этом рассказчик может наблюдать, что происходит в процессе разговора с ребенком

2. Рисование сказки:

Желательно после рассказа, сказку нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, ребенок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли.

3. Изготовление кукол:

Стоит остановиться на одном из основных методов сказкотерапии: изготовление кукол. В сказкотерапии важен сам процесс изготовления куклы.

По мнению Гребенщиковой Л. Г., любое изготовление куклы – это своего рода медитация, т. к. в процессе шитья куклы происходит изменение личности. При этом у детей развивается мелкая моторика рук, воображение, способность к концентрации. В процессе изготовления куклы происходит включение механизмов проекции, идентификации или замещения, что и позволяет добиться определенных результатов.

Способ подачи сказочного материала и привлечения ребенка к творческому процессу можно выбрать самостоятельно.

Для того чтобы ребенок воспринимал, то что с ним происходит в сказке, можно придумать ритуал перехода в Волшебную страну. Одним из элементов такого ритуала может стать «превращение» ребенка в любого сказочного героя (по его выбору)

Таким образом, комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми

Читайте также:  Первые признаки бронхиальной астмы
Ссылка на основную публикацию
Сироп солодки от кашля полная инструкция по применению для взрослых и детей
Как принимать сироп солодки при кашле? Солодка голая – лекарственное растение семейства бобовых с толстым деревянистым корнем, из корневища которого,...
Синовит — диагностика и лечение в медицинском центре; Андреевские больницы — НЕБОЛИТ
Признаки, виды и терапия синовита коленного сустава Синовит коленного сустава, по статистике, встречается в 40 % случаев проблем с суставами....
Синовит голеностопного сустава причины, симптоматика, лечение
Как лечить синовит голеностопа в домашних условиях: признаки, фото и отзывы о лечении Синовит голеностопа представляет собой воспалительное поражение синовиальной...
Сироп шиповника показания к применению, инструкция, состав
Польза шиповника для организма, сколько можно пить отвара или настоя Шиповник содержит множество полезных человеку веществ. В лечебных и профилактических...
Adblock detector