Сказкотерапия как метод коррекции общения

Методы психосоциальной коррекции личности.

Социально-психологический тренинг – область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении. Базовые методы социально-психологического тренинга – групповая дискуссия и ролевая игра. Численность группы – обычно от 7 до 15 человек; продолжительность общего цикла занятий – от нескольких дней до месяцев. Встречи участников могут быть ежедневными или более редкими (1-3 раза в неделю). Продолжительность отдельной встречи – от полутора до трех и более часов. Возможны так называемые группы-марафоны, проводимые за два-три дня непрерывной работы. Общая цель социально-психологического тренинга конкретизируется в следующих задачах: 1) овладение психологическими знаниями; 2) формирование умений и навыков в сфере общения; 3) коррекция, формирование и развитие установок, нужных для успешного общения; 4) развитие способности адекватного и полного познания себя и других людей; 5) коррекция и развитие системы отношений личности. В группе социально-психологического тренинга особый акцент делается на создании климата доверия, позволяющего реализовать большую по сравнению с повседневным общением интенсивность открытой обратной связи. В результате участники получают возможность реально увидеть себя со стороны и сориентироваться в собственном сложившемся опыте общения, что является необходимой предпосылкой и составляющей развития компетентности в общении, создание климата доверия Программа психотехники общения включает: упражнения на снятие мышечных зажимов, мышечных напряжений, упражнений на формирование мускульной свободы в процессе общения, упражнения на выполнение простейших коммуникативных действий, упражнения на формирование умения управлять вниманием партнеров по общению. Упражнения на формирование навыков привлечения внимания партнера признаны способствовать овладению такими способами привлечения удержания внимания, как: а) организация в общении эффекта неожиданности, т. е. использование в общении или неизвестной ранее информации, или привлечение неожиданностью способа взаимодействия; б) организация «коммуникативной провокации», т. е. на короткое время вызвать у партнера по общению ситуацию несогласия с изложенной информацией, доводом, аргументом, а затем стимулировать поиск своей позиции и способа ее изложения; в) гиперболизация как способ заострения внимания партнера по общению; г) коммуникативное усиление ценностных з) организация сопереживания через максимальное использование в общении экспрессивных средств, опоры на ассоциативность восприятия и жизненные интересы партнеров; и) драматизация ситуации общения как столкновение интересов, борьбу партнеров по общению. Упражнения по формированию навыков переключения внимания партнеров предусматривает овладение такими способами: а) проблемно-тематическое переключение; б) событийное переключение; в) ассоциативное переключение; г) ретроспективное переключение; д) интонационное переключение и т. д. Упражнения на формирование навыков стимулирования внимания партнеров по общению предусматривает овладение способами эмоциональной поддержки внимания, интонационной поддержки внимания и прямого вербального стимулирования. Сказкотерапия. Основной задачей сказкотерапии стало синтезирование наиболее эффективных психологических технологий в рамках сказочной формы; объединение и адаптация множества психотерапевтических приемов в единый сказочный контекст. В этом заключается актуальность и новизна комплексной сказкотерапии. Это метод, использующий сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности, развития творческих способностей, развития адаптивных навыков, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучения, диагностики и коррекции Человеку в сказочной форме предлагается множество моделей поведения в различных ситуациях и предоставляется возможность проиграть, «прожить» как можно больше из этих моделей. В сказкотерапевтическом процессе на данный момент используется пять видов сказок: 1. Художественные (авторские, народные); 2. Дидактические (обучающие); 3. Психотерапевтические (сказки, притчи, библейские истории); 4. Психокоррекционные (сказки, истории); 5. Медитативные. Сказки конструируются в соответствии с актуальной ситуацией и подаются под различными «соусами»: анализ, рассказывание, сочинение, переписывание, куклотерапия, имидж-терапия, рисование, психодинамические медитации, постановка сказок в песочнице и многое другое (и это не сама сказкотерапия, а увлекательный ее контекст). «Быть может, действительно в наше непростое время, когда у многих теряется смысл жизни, вера и надежда, сказки с хорошим концом могут помочь найти маленьким и взрослым свой Путь. » Игровая терапия — метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. В современной психокоррекции взрослых игра используется в групповой психотерапии и социально-психологическом тренинге в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации, разыгрывании различных ситуаций и др. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами.Отличительные признаки развертывания игры — быстро меняющиеся ситуации, в которых оказывается объект после действий с ним, и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации. Общие показания к проведению игротерапии: социальный инфантилизм, замкнутость, необщительность, фобические реакции, сверхконформность и сверхпослушание, нарушения поведения и вредные привычки. Арттерапия — это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном и творческой деятельности. Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арттерапии. Первый механшзм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта. Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение» (Л. С. Выготский, 1987). Цели арттерапии. 1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам (работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом выпустить «пар» и разрядить напряжение). 2. Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции. 3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. 4. Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять. 5. Наладить отношения между психологом и клиентом. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия. 6. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм. 7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию.8. Развить художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом арттерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития. Использование элементов арттерапии в групповой работе дает дополнительные результаты, стимулируя воображение, помогает разрешать конфликты и налаживать отношения между участниками группы. Искусство приносит радость, что важно само по себе, независимо от того, рождается ли эта радость в глубинах подсознания или является результатом осознания возможности развлечься. Арттерапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает при интерпретации вытесненных переживаний, дисциплинирует группу, способствует повышению самооценки клиента, способности осознавать свои ощущения и чувства, развивает художественные способности. В качестве материалов на занятиях по арттерапии используются краски, глина, клей, мел. Арттерапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Во время творческого самовыражения в ходе проведения арттерапии возможно взрывное высвобождение сильных эмоций. Музыкотерапия. Активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др. Музыка способна устанавливать общее настроение, причем эмоциональная окраска образов, возникающих при ее восприятии, различна в зависимости от индивидуальных особенностей музыкального восприятия, степени музыкальной подготовки, интеллектуальных особенностей слушающего. Изучение эмоциональной значимости отдельных элементов музыки — ритма, тональности — показало их способность вызывать состояние, адекватное характеру раздражителя: минорные тональности обнаруживают депрессивный эффект, быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции, мягкие ритмы успокаивают, диссонансы — возбуждают, консонансы — успокаивают. Танцевальная терапия. Цель танцевальной терапии — развитие осознания собственного тела, создания позитивного образа тела, развитие навыков общения, исследование чувств и приобретение группового опыта. Танцевальная терапия направлена на решение следующих задач: 1. Углубление осознания членами группы собственного тела и возможностей его использования. 2. Усиление чувства собственного достоинства у членов группы путем выработки у них более позитивного образа тела. 3. Развитие социальных навыков посредством приобретения участниками соответствующего приятного опыта. Танцевальные движения представляют собой относительно безопасное средство связи с окружающими во время обучения социально приемлемому поведению. Танцевальная терапия создает условия для творческого взаимодействия, позволяет преодолевать барьеры, возникающие при речевом общении. 4. Помощь членам группы вступить в контакт с их собственными чувствами путем установления связи чувств с движениями. При творческом отношении клиента к движениям под музыку танец приобретает экспрессивность, позволяющую высвободить подавляемые чувства и исследовать скрытые конфликты, которые могут быть источником психического напряжения. Здесь психодинамическое понятие «катарсиса» распространяется на танец, поскольку его движения высвобождают скрытые чувства, а это имеет прямой коррекционный смысл. Танцевальные движения не только экспрессивны, но и обладают способностью снимать физическое напряжение, в особенности если они включают раскачивание и растяжку. 5. Создание «магического кольца». Занятия в группе подразумевают совместную работу участников, игры и эксперименты с жестами, позами, движениями и другими невербальными формами общения. Все это в целом способствует приобретению участниками группового опыта, все компоненты которого на бессознательном уровне образуют замкнутый устойчивый комплекс — «магическое кольцо». Наряду с названными решаются также задачи: повышения двигательной активности; коммуникативного тренинга и организации социотерапевтического общения; получения диагностического материала для анализа поведенческих стереотипов пациента и его самопознания; раскрепощения пациента, поиска аутентичных путей развития.

Читайте также:  Откуда берутся вши признаки и причины заражения

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Методы и задачи психологической коррекции

Слово «коррекция» буквально переводится как «исправление». Психокоррекция — это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.

Таким образом, в справочной литературе психологическая коррекция определяется как деятельность по исправлению (корректировке) тех особенностей психического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной» модели.

Общими задачами психокоррекции являются:

— коррекция отклонений в развитии на основе создания оптимальных возможностей для развития личности и интеллектуального потенциала;

— профилактика негативных тенденций личностного и интеллектуального развития:

— коррекция развития личности,

— коррекция умственного развития;

— коррекция негативных психических состояний (тревожности, агрессивности, страхов);

— коррекция и психопрофилактика невротических состояний;

— коррекция взаимоотношений и т.д.;

Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются. Человека, обратившегося к психологу, называют клиентом. Клиент — это нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера. Он не способен самостоятельно разрешить их и поэтому нуждается в посторонней помощи. Объектом коррекции могут выступать личность, семья или группа.

Методы коррекции многообразны, выбор их зависит от того, к какой школе принадлежит психолог. Их можно — достаточно условно — классифицировать соответственно особенностям основных подходов, среди которых выделяются:

1) подход поведенческий;

2) подход деятельностный;

3) подход когнитивистский;

4) подход психоаналитический;

5) подход экзистенциально-гуманистический;

8) подход телесно-ориентированный;

В отечественной психологии цели коррекционной работы определяются пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослым. На этом основании выделяют три основных направления и области постановки коррекционных целей:

1.Оптимизация социальной ситуации развития.

2.Развитие видов деятельности ребенка.

3.Формирование возрастно-психологических новообразований.

При конкретизации целей коррекции необходимо руководствоваться следующими правилами:

— Цели коррекции должны формулироваться в позитивной, а не в негативной форме.

— Цели коррекции должны быть реалистичны и соотнесены с продолжительностью коррекционной работы и возможностями переноса клиентом нового позитивного опыта и усвоенных на коррекционных занятиях способов действий в реальную практику жизненных отношений.

При постановке общих целей коррекции необходимо учитывать дальнюю и ближайшую перспективу развития личности и планировать как конкретные показатели личностного и интеллектуального развития клиента к окончанию коррекционной программы, так и возможности отражения этих показателей в особенностях деятельности и общения клиента на последующих стадиях его развития.

Нужно помнить, что эффекты коррекционной работы проявляются на протяжении достаточно длительного временного интервала: в процессе коррекционной работы; к моменту ее завершения; и, наконец, примерно полгода спустя можно окончательно говорить о закреплении или об утере клиентом позитивных эффектов коррекционной работы.

Социально-психологический тренинг — область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.

Базовые методы социально-психологического тренинга — групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях и сочетаниях. Численность группы — обычно от 7 до 15 человек; продолжительность общего цикла занятий — от нескольких дней до месяцев. Встречи участников могут быть ежедневными или более редкими (1-3 раза в неделю). Продолжительность отдельной встречи — от полутора до трех и более часов. Возможны так называемые группы-марафоны, проводимые за два-три дня непрерывной работы.

Общая цель социально-психологического тренинга конкретизируется в следующих задачах:

1) овладение психологическими знаниями;

2) формирование умений и навыков в сфере общения;

3) коррекция, формирование и развитие установок, нужных для успешного общения;

4) развитие способности адекватного и полного познания себя и других людей;

5) коррекция и развитие системы отношений личности.

Различие акцентов в конкретных задачах, исходных посылках и методические модификации приводят к многообразию частных форм тренинга. Наиболее известны: поведенческий тренинг, тренинг чувствительности, ролевой тренинг, видеотренинг и т.д.

Основной контингент участников составляют представители профессий, чья деятельность предполагает интенсивное общение, а также люди, испытывающие трудности в сфере человеческих контактов.

В группе социально-психологического тренинга особый акцент делается на создании климата доверия, позволяющего реализовать большую по сравнению с повседневным общением интенсивность открытой обратной связи. В результате участники получают возможность реально увидеть себя со стороны и сориентироваться в собственном сложившемся опыте общения, что является необходимой предпосылкой и составляющей развития компетентности в общении.

Создание климата доверия существенно определяется особой формой проведения занятий, когда ведущий не является преподавателем в традиционном смысле. Его ролевая позиция направлена не на противопоставление себя группе, а на интеграцию с ней: он выступает одним из участников групповой работы, хотя и задает на первых этапах групповые нормы и модели поведения. Для достижения целей тренинга ведущему нужно создать условия для формирования группы высокого уровня развития.

Здесь он опирается на ряд принципов в организации занятий:

1) принцип активности участников — в ходе занятий члены группы постоянно вовлекаются в различные действия: обсуждение и проигрывание ситуаций ролевых, предложенных самими участниками; наблюдение по заданным критериям за поведением участников ролевых игр; выполнение специальных устных и письменных упражнений, и пр.;

2) принцип исследовательской позиции — в ходе работы в группах тренинга создаются такие ситуации, когда участникам нужно самим найти решение проблемы, самостоятельно сформулировать уже известные психологии закономерности взаимодействия и общения людей;

Читайте также:  Первая помощь при болях в почках, что делать, как лечить

3) принцип объективации поведения — в начале занятий поведение участников группы переводится с импульсивного на объективированный уровень и поддерживается на этом уровне: важное средство объективации поведения, используемое во всех видах тренинга, — это особым образом организованная обратная связь, эффективность которой существенно повышается при использовании видеозаписи;

4) принцип партнерского общения — предполагает признание ценности другой личности, ее мнений, интересов, а также принятие решения с максимально возможным учетом интересов всех участников общения (а не достижение одной из сторон своих целей за счет интересов другой).

Программа психотехники общения включает: упражнения на снятие мышечных зажимов, мышечных напряжений, упражнений на формирование мускульной свободы в процессе общения, упражнения на овладение навыками психофизической саморегуляции суггестивным путем; упражнения на развитие навыков произвольного внимания, наблюдательности, упражнения на развитие навыков невербального общения, упражнения на выполнение простейших коммуникативных действий, упражнения на формирование умения управлять вниманием партнеров по общению.

Упражнения на формирование навыков привлечения внимания партнера признаны способствовать овладению такими способами привлечения удержания внимания, как:

а) организация в общении эффекта неожиданности, т. е. использование в общении или неизвестной ранее информации, или привлечение неожиданностью способа взаимодействия;

б) организация «коммуникативной провокации», т. е. на короткое время вызвать у партнера по общению ситуацию несогласия с изложенной информацией, доводом, аргументом, а затем стимулировать поиск своей позиции и способа ее изложения;

в) гиперболизация — как способ заострения внимания партнера по общению;

г) коммуникативное усиление ценностных аргументаций, которые доминируют у партнера по общению;

д) коммуникативное сопоставление все «за» и «против» даст возможность организовать, а затем удержать внимание через изложение самых разнообразных, и часто противоположных, точек зрения;

е) ситуативное интервьюирование через постановку прямых вопросов ставит партнера по общению перед необходимостью включаться в коммуникативную деятельность;

ж) апелляция к авторитету для поддержания собственных взглядов, выводов;

з) организация сопереживания через максимальное использование в общении экспрессивных средств, опоры на ассоциативность восприятия и жизненные интересы партнеров;

и) драматизация ситуации общения как столкновение интересов, борьбу партнеров по общению.

Упражнения по формированию навыков переключения внимания партнеров предусматривает овладение такими способами:

Упражнения на формирование навыков стимулирования внимания партнеров по общению предусматривает овладение способами эмоциональной поддержки внимания, интонационной поддержки внимания и прямого вербального стимулирования.

Развитие различных форм социально-психологического тренинга связано с ведущими ориентациями психологии. В западной традиции это были необихевиоризм, современный психоанализ, когнитивизм, психология экзистенциальная и психология гуманистическая. С последней как раз связано широкое распространение форм групповой психологической работы, в частности, социально-психологического тренинга.

Д.Б. Эльконин выделял 2 формы коррекции:

— направленную на симптомы;

— на источники и причины отклонений.

Характеризуя специфику психокоррекции, некоторые авторы отмечают, что содержание понятия «психокоррекция» по существу «совпадает с психотерапией». Термин «психологическая коррекция» широко используется с 1970-х годов, когда психологи стали активно заниматься психотерапией, но по закону, ею имели право заниматься только лица, имеющие высшее медицинское образование. Эта коллизия была разрешена таким образом: врач — занимается психотерапией, психолог — психологической коррекцией, хотя в содержательном отношении и то и другое представляет собой одну и ту же деятельность.

Характеризуя содержание психодиагностики психолога, Г.С. Абрамова описывает ее этапы следующим образом:

— что должно быть?

— что надо сделать, чтобы стало должное?

Фактически первый этап — это проведение психодиагностического обследования (что подчеркивает преемственность психодиагностики и психокоррекции). На втором этапе психолог сопоставляет данные психодиагностического обследования с требованиями возрастной нормы. В случае несоответствия индивидуальных особенностей нормативным требованиям, психолог разрабатывает коррекционную программу, призванную обеспечить конструктивное изменение, развитие соответствующей особенности, или функции, что собственно и составляет основное содержание третьего этапа. Безусловно, что осуществление коррекционной работы предусматривает проведение контроля за изменениями той психологической особенности, на коррекцию которой оно направлено. Соответственно, можно констатировать, что завершение психокоррекционной работы также предполагает проведение психодиагностического обследования.

Заключение

И в заключение необходимо отметить, что чаще всего к психологу-консультанту обращаются люди, представляющие собой так называемый средний слой населения и находящиеся по состоянию их физического и психологического здоровья в зоне повышенного риска. Под зоной повышенного риска понимаются жизненные ситуации, оказавшись в которых люди, склонные к нервным, психическим, а также физическим заболеваниям, действительно рискуют заболеть.

Другие, физически и психологически сильные, достаточно здоровые люди выходят из подобных жизненных ситуаций, испытывая лишь чувство усталости или дискомфорта.

Те, кто обращаются в психологическую консультацию, — это обычно не очень хорошо приспособленные к жизни и не слишком занятые на своей работе люди, так как для того, чтобы получить обстоятельную консультацию психолога, необходимо время.

Среди тех, кто реально и чаще всего обращается за помощью к психологу-консультанту, немало жизненных неудачников, и именно неудачи вынуждают этих людей, чувствующих себя физически здоровыми, искать помощи со стороны психолога. Среди клиентов психологических консультаций встречается немало людей, имеющих те или иные эмоциональные отклонения, которые в свою очередь являются следствием многократных жизненных разочарований и фрустрации.

Список использованной литературы

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Изд. 3 Екатеринбург: «Деловая книга», 1998.

2. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. М.: «ВЛАДОС», 1998.

3. Познай себя и других: Популярные тесты.-4-е изд., доп.- М.: ИВЦ «Маркетинг», 1998.

4. Рогов Е.И. настольная книга практического психолога: В 2 кн.-М.: «ВЛАДОС», 1998.-Кн. 1

Методы психологической коррекции стиля общения

Методы установления доверия

Самым важным в процессе психокоррекции является доверительное общение психолога с клиентом. Психолог при этом использует разные методы, исходя из индивидуальных особенностей клиента. Однако независимо от характера и содержания общения психолога с клиентом неизменной остается сама суть процесса изменения: психолог осознанно использует доверие как главный инструмент воздействия. Благодаря этому сложному и несколько загадочному явлению возникает не только взаимное понимание, но и главные изменения личности клиента.

Доверие — ключевой момент в работе психолога, как, впрочем, и специалиста любой профессии, сущность которой связана с влиянием на людей. Нельзя понять и по-настоящему помочь клиенту, если не доверять друг другу. Благодаря доверию происходит отождествление психических состояний: психолог и клиент временно «сливаются», образуя единое целое.

Осознанно используя инструмент доверия, психолог учит клиента замечать мельчайшие изменения в себе (в теле, поведении, взаимодействии) и оценивать их позитивно: поощрять себя за конструктивные мысли, переживания и поступки, а негативные (напряжение в теле, раздражение в высказывании и т. п.) принимать как данность, осознавать и ценить их позитивные намерения. А осознав и раскаявшись, простив себя за очередной промах, снова двигаться в нужном направлении.

В то же время психолог осознанно использует инструменты рефлексии и ответственности. Он ведет задушевный разговор о семейной истории клиента, собирает и анализирует факты, раскрывающие суть проблемы, по ходу шутит, рассказывает притчи, наполненные метафорическим смыслом, и клиент забывает о своей боли, восходя таким образом над своей «тупиковой» ситуацией.

Конечная цель психолога — научить клиента самостоятельному осознанию дискомфорта, анализу его причин и достижению внутреннего равновесия, т.е. осознанной дифференциации и интеграции отношения с самим собой и другими, и совершенствованию стиля общения. Внутренняя согласованность позволяет человеку самостоятельно принимать и отстаивать свои решения, учитывая мнение окружающих, давая возможность поочередно «выходить на сцену» обеим сторонам своей личности: индивидуальному началу и социальной сущности.

Таинство гармонии себя и других может постичь только сам клиент. Психолог лишь показывает возможные пути освобождения. Клиент сам освобождается от деструктивных эмоций и установок, открывая для себя источники и ресурсы своего собственного совершенства. При этом он, познавая главные способы и правила процесса психологической коррекции, постепенно осознает и изменяет степень своей активности, сначала больше полагаясь на психолога, затем сохраняя баланс самостоятельного продвижения к ресурсам с усилиями помогающей стороны (психолога, членов тренинговой группы, друзей, коллег), становясь постепенно все более активным и самостоятельным.

Читайте также:  Частое мочеиспускание у мужчин без боли причины и лечение

Инструмент доверия используется как средство объединения индивидуальных пространств психолога и клиента в совместное «поле общения», а. инструменты рефлексии и ответственности служат средством разделения пространств. В этом процессе, как будет показано ниже, сложно переплетаются главные критерии продуктивного стиля общения — доверие, рефлексия, ответственность.

Итак, как же все происходит?

Первый шаг. Установление доверия с клиентом в совместном пространстве общения.

Клиент приходит к психологу погруженный в свои тяжелые проблемы, отношения и ситуации, которые кажутся ему непреодолимыми, тупиковыми. Психолог призван помочь клиенту выйти из тупика, встать «над ситуацией общения», изменить свои представления проанализировать истоки и причины своего затруднительного положения и отыскать скрытые от сознания возможности разрешения безвыходной ситуации. Однако, прежде чем перейти к анализу проблемы, необходимо «присоединиться» к клиенту. Именно с этой целью психолог совершает свой первый важный шаг: устанавливает доверие с клиентом.

В западной психотерапии существует специальное понятие — «раппорт», которое в переводе с французского означает отношения гармонии, согласованности, единства и симпатии. Французскому слову «раппорт» вполне соответствует русское слово «доверие».

Устанавливая доверие, психолог объединяет индивидуальные пространства своего и клиента в общее совместное пространство общения. Попутно выделяет вербальные и невербальные проявления дисгармонии в отношениях, обращая особое внимание на ресурсы продуктивного стиля общения.

Первый шаг считается удачно завершенным, если клиент доверяет психологу.

Второй шаг. Усиление доверия, отождествление психолога с клиентом в индивидуальном пространстве клиента.

Установив доверие, психолог с клиентом анализируют проблему, ищут болезненные точки общения. Психолог попутно выделяет вербальные и невербальные проявления дисгармонии общения, обращая особое внимание на ресурсы продуктивного стиля общения.

Психолог чувствует эмоциональное и физическое состояние клиента как свое собственное. Копируя его движения, дыхание, мимику, жесты, он использует понимающую, принимающую, поддерживающую модели партнерской стратегии контакта и, таким образом, усиливает доверие клиента к себе.

Третий шаг. Овладение тупиковой ситуацией общения, осознание возможности изменения видения ситуации в совместном пространстве общения.

Нащупав болезненную точку, психолог выходит из пространства клиента, «вытягивает» и его в общее пространство общения, переключая его с негативных эмоций на нейтральное состояние, используя свой позитивный эмоциональный заряд. Поддерживая клиента в его стремлении понять истоки эмоционально-рефлексивного закрепощения и освободиться от внутреннего конфликта, психолог помогает ему осознать, что настоящие трудности общения есть результат деструктивных эмоциональных установок и моделей социума, усвоенных в прошлом. При этом психолог вселяет в клиента надежду и веру в то, что его ситуация, кажущаяся безвыходной, может быть разрешена при изменении ее видения.

Клиент не в силах противостоять притяжению психолога, доверяет его более благоприятному ментальному, эмоциональному и физическому состоянию. Постепенно усиливая веру клиента в возможность изменений, психолог ставит его перед выбором: оставить все, как есть, или изменить видение ситуации. Такой шаг побуждает клиента взять на себя ответственность за свое исцеление. Этот шаг очень важен: психолог не «выносит клиента на своих собственных руках», а предлагает ему идти самостоятельно. Однако эта первая «искорка» ответственности появляется из «костра» доверия. Клиент пока еще не верит себе самому, но доверяет психологу. Общение при этом происходит в совместном пространстве. Клиент может еще не раз вернуться в свой тупик, однако то тепло, которое он почувствовал в общении с психологом, рано или поздно поманит его сделать решительный шаг. Именно эта свобода: ты можешь остаться в своем миражном тупике или научишься по-новому воспринимать мир и себя в нем — позволяет клиенту совершить первый самостоятельный и поэтому ответственный шаг к истинному освобождению.

Освобождение от негативных эмоций, разрешение внутреннего конфликта и изменение деструктивных установок тоже сопряжены с переживанием боли. Психолог не избегает этого ключевого момента процесса психологической коррекции, а намеренно усиливает переживания клиента, помогая ему осознать необходимость сломать старые стереотипы и барьеры, которые переходят из прошлого через настоящее в будущее. При этом разводятся осознанные действия и подсознательные установки и намечается линия их изменения. И если клиент доверяет психологу и имеет настойчивое стремление достичь совершенства, он сам ищет пути освобождения от переживаемой боли. На ключевой вопрос: «Что делать?» — ответ может найти только сам клиент. Психолог лишь усиливает его желание, показывает общие пути и индивидуальные возможности, поддерживает в стремлении освободиться.

Четвертый шаг. Усиление доверия в пространстве психолога.

Психолог — фигура в данном общении более авторитетная, чем его подопечный, — берет на себя ответственность и помогает клиенту осознать, что, как и почему привело клиента в его «замутненное» деструктивными эмоциональными установками пространство. Затем совместными усилиями разрабатывается и осуществляется программа разрешения конфликта и достижения внутреннего согласия.

Используя разные методы воздействия, психолог оказывает влияние на бессознательную и сознательную сферу клиента. Теперь психолог использует новое состояние клиента: доверие специалисту и собственное желание измениться, поэтому не просто вселяет надежду на благоприятный исход, вразумляет его, изменяя старые, неконструктивные эмоциональные и поведенческие установки, но и побуждает его к совместному поиску пути исцеления. Клиент воспринимает и усваивает новые представления, сначала как бы проглатывая их, — работает доверие. Этому способствует и авторитет психолога — сильной компетентной личности, способной оказывать влияние, и атмосфера доверия, и позитивная оценка психологом любых реакций клиента.

С нарастанием доверия клиент чувствует себя все увереннее и защищеннее, и психолог постепенно переводит отношения на третью ступень, усиливая вероятность актуализации клиентом своей собственной ответственности.

Пятый шаг. Усиление ответственности в совместном пространстве общения.

Психолог побуждает клиента ко все большей ответственности за самого себя, «выращивая» веру клиента в свои собственные силы. Слушая психолога, выполняя его указания, клиент высказывает свою точку зрения по поводу новой информации, принимает или отвергает новые установки.

Психолог намеренно использует разнообразные методы стимуляции ответственности клиента: просит прислушаться к своим собственным ощущениям и реакциям, усилить их, осознать, разгадать их смысл. Усиливая действие рефлексии, психолог использует позитивные поглаживания, когда клиент высказывает сомнения, отвергает готовые решения или директивы.

При этом все усилия психолога направлены на достижение состояния уверенности, которое позволяет клиенту самостоятельно переключаться с доверия на ответственность и наоборот.

Именно этим шагом заканчивается любой сеанс психологической коррекции, независимо от того, первый он или последний. Малая толика уверенности может быть достигнута уже в первой встрече. И она служит завершающей точкой в достижении главной цели психокоррекционного процесса — дифференциации и интеграции взаимоотношения в общении.

Таким образом, дифференциация и интеграция доверия и ответственности происходят за счет цепочки переключении: доверие психолога с клиентом в совместном пространстве общения — усиление доверия в пространстве клиента — восхождение над тупиковой ситуацией в совместном пространстве — усиление ответственности в пространстве психолога — усиление ответственности в совместном пространстве общения.

Способность личности анализировать затруднительные ситуации самостоятельно, управлять известным конфликтом желаний, ограничиваясь собственным потенциалом, является показателем гармонично функционирующих доверия и ответственности и удачно завершенного процесса психологической коррекции.

Ссылка на основную публикацию
Сироп солодки от кашля полная инструкция по применению для взрослых и детей
Как принимать сироп солодки при кашле? Солодка голая – лекарственное растение семейства бобовых с толстым деревянистым корнем, из корневища которого,...
Синовит — диагностика и лечение в медицинском центре; Андреевские больницы — НЕБОЛИТ
Признаки, виды и терапия синовита коленного сустава Синовит коленного сустава, по статистике, встречается в 40 % случаев проблем с суставами....
Синовит голеностопного сустава причины, симптоматика, лечение
Как лечить синовит голеностопа в домашних условиях: признаки, фото и отзывы о лечении Синовит голеностопа представляет собой воспалительное поражение синовиальной...
Сироп шиповника показания к применению, инструкция, состав
Польза шиповника для организма, сколько можно пить отвара или настоя Шиповник содержит множество полезных человеку веществ. В лечебных и профилактических...
Adblock detector