Школьные проблемы подростков — Педиатрия — Справочник MSD Профессиональная версия

Опасности подросткового возраста

Подростковый возраст – 13-15 лет – переходная ступень от детства во взрослую жизнь. Он считается самым трудным, «кризисным». Переход от одной возрастной ступени к другой пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, различные виды его деятельности.

Одной из основных причин трудностей этого возрастного периода можно назвать бурный рост и физиологическую перестройку организма подростков, который часто называют «скачком роста». Темп роста различных частей тела ребенка в этот период неравномерный, а из-за этого многие ребята начинают чувствовать себя неловкими и неуклюжими. Именно в этом возрасте надо занять подростка во внеурочной деятельности. Это спортивные секции, танцевальные кружки, которые помогут ребенку выработать красивую осанку, походку. Взрослых раздражает «неопрятность», «неуклюжесть», «неаккуратность». Малосимпатичный на вид подросток становится и малоудобным в общежитии. В результате положительные качества не видятся или недооцениваются, зато несовершенства, выглядят, чуть ли не сложившимися пороками. Родителям не нужно акцентировать внимание на неуклюжести детей.

В этот период ярко выражена неустойчивость нервной системы, которая не всегда способна выдержать сильные или длительные раздражители. Это вызывает состояние крайнего возбуждения или торможения и ведет к вспыльчивости, агрессии или, наоборот, к апатии. Это связано с развитием щитовидной железы.

Для подросткового возраста характерны и первые признаки полового созревания, отмечается появление полового влечения. Они могут быть выражены в различной степени и проявляются у одних детей раньше, у других позже. Эти факторы объясняют появление у ребят тревожности, возбудимости, депрессии. Подростку трудно ощущать себя идентичным другим, осознать свою целостность и стабильность. Физиологическая перестройка организма вызывает частые изменения физического состояния и самочувствия. Из-за личностных переживаний настроение становится неустойчивым, подросток бывает очень ранимым, а его реакция зачастую – неадекватной. Часто ребенок стоит перед выбором между семьей, официальным коллективом и неформальной группой общения. И предпочтение он отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортнее. Это могут быть и спортивный клуб, и технический кружок, подвал и асоциальная неформальная группа. Повышенное стремление к подростковым компаниям связано с неумением, невозможностью добиться удовлетворяющего его положения в семье, классе, и становится причиной недисциплинированности и даже правонарушений.

Подростковый возраст – это время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Он протекает бурно, с внешними и внутренними кризисами и конфликтами. Часто всю семью лихорадит, обостряются супружеские конфликты, все проблемы и скрытые противоречия выходят наружу. Главное в этот период – уважение подростка, взаимопонимание, общение на равных, любовь и поддержка. В противном случае, подросток уйдет в ту группу равных, где его примут таким, какой он есть.

Опасности переходного возраста

  • Опасности переходного возраста
  • Признаки переходного возраста у мальчика
  • Когда заканчивается подростковый возраст у девочек

Во время переходного периода подросток становится ранимым, восприимчивым, его мнение идёт вразрез с родительскими убеждениями. Если компромисс не находится вовремя, подросток попадает в плохую компанию, приобретает вредные привычки, а порой и задумывается о суициде. Большинство самоубийств случается в период переходного возраста, когда ребёнок только начинает осознавать своё предназначение, строить отношения со сверстниками. Подросток склонен к апатии, зачастую не желая принимать себя таким, какой он есть.

Родители в такой период должны быть особенно внимательны к ребёнку, чаще разговаривать с ним по душам и выстраивать доверительные отношения, потому что в таком «нежном возрасте» подросток остро нуждается в понимании и чутком отношении к себе.

Конфликт «отцов и детей» — классический, заложенный временем конфликт, который, казалось бы, не разрешаем. Однако если заглянуть в суть проблемы, то можно заметить там главную негативную человеческую черту – нежелание прислушаться и понять. Если бы в каждой семье старались услышать, а не быть услышанным, тогда проблема не принимала бы таких глобальных масштабов.

Умение слушать – сам по себе очень ценный навык, а если он ещё и работает по отношению к своему ребёнку, то можно считать, что самое страшное в переходном возрасте позади. Многие родители винят своих детей, что те курят, приходят поздно домой, плохо учатся в школе, но не понимают, что не ребёнка здесь надо винить. Укорять вместо того, чтобы направить – стратегия, которая не привела ещё ни одного родителя к успеху в воспитании. В конце концов, полезно вспомнить себя в таком возрасте, прежде чем бросаться с обвинениями. Ребенок сам захочет приходить пораньше домой, если будет знать, что там его не осудят.

Читайте также:  Импаза - инструкция по применению, описание, отзывы пациентов и врачей, аналоги

Переходный возраст – это творческий экзамен для родителей, а также проверка на прочность в социальном, духовном, коммуникативном плане. Следует серьезно подготовиться к этому экзамену, чтобы быть допущенными до доверия и получить зачёт в форме благодарности.

Веря в себя обретаешь будущее — Ваш оператор психологических услуг

Центр психологической помощи «ВЕРА»

  • Главная
  • О Центре
  • Специалисты
  • Услуги
  • Методы
  • Студентам
  • Контакты
  • Партнеры
  • Женский клуб
  • СМИ О НАС
  • Публикации
  • Родителям
  • Специалистам
  • Руководителям
  • Проекты
  • Интересные факты
  • Пройти тест
  • Новости

Опасность подросткового возраста

Возраст от 10 — 11 до 15 лет является подростковым, он связан с перестройкой организма человека – половым созреванием. Этот период обычно проходит трудно и для ребёнка, и для близких ему людей.

Основные проблемы этого периода: эмоциональная нестабильность, изменение характера отношений к окружению и к себе, ценностные ориентации, деятельность и увлечения, самоутверждение и самоопределение, непонимание, досуг, любовь, речевая культура, психологическая культура, социальная ситуация развития. В это время ярко выражена неустойчивость нервной системы, которая не всегда способна выдержать сильные или длительные раздражители. Это вызывает состояние крайнего возбуждения или торможения и ведет к вспыльчивости, агрессии или, наоборот, к апатии.

В связи с физическими и физиологическими изменениями у подростков происходят неоднократные перепады в настроении. Бодрость, азарт, радужные планы сменяются на чувство разбитости. Интенсивный рост скелета опережает развитие мускулатуры. Это приводит к некой непропорциональности тела, угловатости. Подросток пребывает всё время в состоянии стресса. Эмоциональная нестабильность усиливается.

Из-за бурного роста и перестройки организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Ребёнок остро переживает все недостатки внешности, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильные черты лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба – всё расстраивает, а иногда и приводит к чувству неполноценности, скрытности, даже неврозу. На образ физического «Я» и самосознание в целом оказывает влияние темп полового созревания.

В подростковом возрасте последовательно возникают две особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я – концепция». Подросток уже не ребёнок, но еще и не взрослый. Он относиться к себе как к взрослому, ощущает и осознаёт себя в какой-то смысле взрослым человеком. Иногда взрослость выражается эпизодически. Но после поисков себя, личной нестабильности у него формируется «Я — концепция» — система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я».

Для подросткового возраста характерны и первые признаки полового созревания, отмечается появление полового влечения. Они могут быть выражены в различной степени и проявляются у одних детей раньше, у других позже. Эти факторы объясняют появление у подростков тревожности, возбудимости, депрессии. Подростку трудно чувствовать себя идентичным другим, понять свою целостность и стабильность. Физиологическая перестройка организма вызывает частые изменения физического состояния и самочувствия. Из-за личностных переживаний настроение становится неустойчивым, подросток бывает очень ранимым, а его реакция нередко – неадекватной. Часто ребенку приходится делать выбор между семьей, официальным коллективом и неформальной группой общения. И предпочтение он отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортнее. Повышенное стремление к подростковым компаниям связано с неумением, невозможностью добиться удовлетворяющего его положения в семье, классе, и становится причиной недисциплинированности и даже правонарушений.

Подростковый возраст – это период проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Он протекает бурно, с внешними и внутренними кризисами и конфликтами. Часто всю семью лихорадит, обостряются супружеские конфликты, все проблемы и скрытые противоречия выходят наружу. Главное в это время – уважение подростка, взаимопонимание, общение на равных, любовь и поддержка. В противном случае, подросток уйдет в ту группу равных, где его примут таким, какой он есть. Общение занимает существенное место в жизни подростка. В общении происходит понимание социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и самоутверждении.

Читайте также:  Ханта Серо Моя геройская академия Вики Fandom

Чтобы утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость. Общественно полезная деятельность является для подростка той сферой, где он может осуществить свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых, «создаёт возможность реализации своей индивидуальности».

Именно потребность в общении (у подростков она особенно обострена), потребность в самоутверждении, в реализации своих возможностей и способностей, в признании окружающих, поиск психологической и физической защиты от необоснованных притязаний окружающих, заставляет их объединяться в группы.

Увлечения – сильные, часто сменяющие друг друга, как правило, имеют не учебный характер. Пересекаться со школьным обучением могут только увлечения интеллектуально-эстетические, и то не все. Виды увлечений: интеллектуально-эстетические, эгоцентричные, телесно — мануальные, накопительские, информативно-коммуникативные и другие.

В этот период меняются и ценностные ориентации. Отдаётся предпочтение таким ценностям, как счастливая семейная жизнь, материальное благополучие и здоровье, именно эти ценности подростки оценивают как наименее доступные в будущем. В этом возрасте развитие речи идёт за счёт расширения словаря и усвоения множества значений уже известных слов. Подросток, погружаясь в языковое пространство, должен обрести культуру языка.

Особое значение для подростковой субкультуры имеет сленг (языковая игра, отход от языковой нормы). Помимо сленга появляется также мат – применение нецензурных слов и выражений.

В отношениях мальчиков и девочек исчезает непосредственность. Возникающий интерес к другому полу у младших подростков часто проявляется неадекватно. Мальчики начинают «задираться», «приставать» и прочее. Девочки, чаще всего осознавая причины таких действий, не берут это во внимание. У старших подростков появляется стеснительность, напряжённость, скованность. Первое чувство влюблённости самоценно. Романтические чувства стимулируют развитие морального сознания и эстетического отношения к действительности.

Общение, отношение к сверстникам, к себе, к родителям занимает важное место в жизни подростка и пронизывает всю его жизнь, а также будущее.

Подростковая дружба – сложное, противоречивое явление. Подросток стремиться иметь близкого, верного друга и поспешно меняет друзей. Невнимательность и непонимание приводит к чувству одиночества. В этом возрасте близкие друзья — ровесники, а круг общения гораздо шире, чем в предыдущем возрасте.

П. Морисон и Г. Ф. Левитт считают: «Дружба у подростков означает, что друг или подруга является источником социальной и эмоциональной поддержки. Если дети от 7 до 10 лет выбирают в качестве главных источников поддержки не друзей, а близких членов семьи – родителей, сестёр, братьев, бабушек и дедушек, то 14-летние дети реже опираются на близких членов семьи. Они считают, что лучше пойдут к друзьям, так как близкие друзья разделяют их мысли и чувства и смогут поддержать в период всплеска эмоций и стресса».

Подросток может сплотиться с группой по симпатии, по общим интересам, занятиям, способам развития. Уровень развития группы зависит от критериев развития. Образуются неформальные группы или компании.

Наиболее развитые группы: корпорация и коллектив; наименее — диффузная (существует формально). Подросток может входить одновременно в несколько групп, но психологическое состояние подростка в разных группах может быть различным. Неоднократно подросток чувствует себя одиноко рядом со сверстниками в шумной компании. Иногда подростка не принимают в группу и часть из них оказывается изолированной. Это обычно неуверенные в себе, замкнутые, нервные дети.

В советской психологии проблемы подросткового возраста зависят от многих факторов окружающей среды, а западные учёные больше внимания уделяют именно фактору семьи. В нашей психологии «личностью становятся», в западной – «личностью рождаются». А сходство мнений разных учёных в том, что подростковый возраст самый опасный и нестабильный, требующий большого внимания и терпения.

Таким образом, ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти своё место среди сверстников. Если нет такой возможности, то наблюдается социальная неадаптированность, что иногда приводит к правонарушениям. Оценки сверстников приобретают большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Подросток боится утратить популярность среди сверстников. Отношения с взрослыми, прежде всего с родителями, — ещё одна значимая сфера отношений подростков.

Влияние родителей уже ограничено, так как подросток стремится к эмансипации от близких взрослых. Нуждаясь в родителях, их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах.

Читайте также:  Сан-Сити 2020 — отдых, экскурсии, музеи, шоппинг и достопримечательности Сан-Сити

В этот сложный для всех период всё зависит от стиля воспитания в семье и перестройки родителей – принять чувство взрослости своего ребёнка. Основные конфликты возникают из-за контроля родителей жизни подростка. Неблагоприятны жёсткий, тотальный контроль, а также отсутствие контроля. Нельзя относиться к подростку как к ребёнку и одновременно как к взрослому. Важны понимание, эмоциональное тепло и внимание. Молодые люди хотят равенства и уважения, которые уже ощущают себя именно людьми, а не детьми.

Подросток остро ощущает, что он уже не ребенок, и требует, прежде всего, признания равных с окружающими взрослыми прав. Формирующееся в этом время чувство взрослости выражается в стремлении к независимости. В утверждении своего личностного достоинства и требовании к взрослым уважать эти стремления.

Отсюда бесконечные битвы по такому вроде бы пустячному поводу, как одежда и внешний вид. Это главный очаг сопротивления молодого поколения.

Присутствует также и элемент родительской ревности, потому что на ребенка начинает оказывать большое влияние кто-то посторонний, с кем ребенку уже интереснее, чем с папой и мамой. Но важен опять-таки и элемент контроля, точнее, невозможности его осуществить. А подросток не хочет осуществления такого контроля за своими «связями».

Конфликт со старшими важен подросткам не сам по себе, дело вовсе не в том, что родители им не нужны, что они совсем их не уважают. Подростки требуют уважения к себе, они хотят, чтобы к ним относились как к равным, признавали их право на собственное «я».

Но при всем своем стремлении к независимости подростки остаются зависимыми от мнения родителей. Для подростка важна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание взрослыми этой возможности и принципиального равенства его прав с правами взрослого.

Так что, какими бы взрослыми ни хотели казаться подростки, они все еще остаются детьми, требующие заботу и защиту. Именно чувство защищенности дает подростку возможность экспериментировать, раздвигая рамки своей жизни. И от того, насколько хорошо родителям удастся пройти по тонкому льду взаимоисключающих потребностей своих взрослеющих детей, зависит благополучие и самих детей, и всей семьи.

Дети в сельской местности легче переносят кризис подросткового возврата, чем в городе. Здесь они больше времени проводят с родителями, много помогают по дому и хозяйству, меньше времени остаётся на общение со сверстниками. Запреты родителей хоть и нарушаются, однако, они для детей – авторитет. Значит, роль родителей в сложный возрастной период очевидна. Для благополучного процесса персонализации и идентификации важно, чтобы рядом с подростком не оказался посторонний человек.

Непонимание между родителями и детьми приводит к нарушению образа жизни, стрессам, девиантному поведению. Здоровье подростка находится под угрозой. Ведь очень многие люди приобретают вредные привычки именно в подростковом возрасте, и в течение жизни не могут от них отказаться.

Воспитывая запретами, родители лишают своего ребёнка необходимой среды развития. Психоэмоциональные перегрузки: длительное напряжение, непрерывные стрессы, конфликтные ситуации — подрывают здоровье подростка, усложняют и без того сложный период в его жизни (к стрессам устойчивы лишь 10% детей). Подросток, переживающий стремительные внутренние и внешние изменения, неуверенный и агрессивный, ранимый и жестокий, доверчивый и скрытный, является возрастным «маргиналом», так как он еще не взрослый, но уже и не ребёнок, его образ мыслей и действий зависит от того, кто рядом с ним в этот трудный для него период.

Внимание, терпение, понимание, уступчивость, интерес, забота – главное, что ждет подросток от взрослого.

Для подростка взрослый или друг, или враг, третьего не дано. Затруднение и без того трудного периода жизни может привести его или к суициду, или к девиантному поведению (ущерб здоровью, образованию, карьере).

Основная специфика подросткового возраста: физиологические и физические изменения, взрослость и «Я-концепция», интимно — личностное общение и стадность; новые интересы; новые ценностные ориентации.

Проблемы подросткового возраста можно решить, если рядом окажутся компетентные взрослые, при невозможности нужна помощь специалистов — психологов.

Основные ценности подросткового возраста – это счастливая семья, здоровье, материальное благополучие, но если подростка не понимают, то именно этими ценностями он и жертвует.

Ссылка на основную публикацию
Чтобы восстановиться после инсульта, главное — не терять время зря; ФГБУ «НМИЦ им
Современное лечение инсульта Инсульт практически всегда случается неожиданно, даже если человек находится в группе риска, он зачастую не уделяет много...
Что такое искусственный климакс Зачем нужен Побочные эффекты
Искусственный климакс Время чтения: мин. Искусственный климакс Симптомы искусственного климакса Препараты при искусственном климаксе Существуют ситуации, когда необходимо применить методику...
Что такое катаральный гастрит и как лечить причины, симптомы
Катаральный гастрит: причины, лечение и питание Катаральный гастрит является острым воспалением слизистых тканей желудка, которое чаще всего провоцирует однократное воздействие...
Чтобы инъекции инсулина были безопасными, безболезненными и эффективными — Diabēts un veselība
Действия медсестры при введении инсулина. (инсулинотерапия) Показанияопределяет врач, чаще при заболевании сахарным диабетом. Противопоказанияопределяет врач. ПОДГОТОВКА ПАЦИЕНТА: - предупредите пациента...
Adblock detector