Этапы развития эпидемиологии 1

4. Структура эпидемиологии как научной дисциплины.

Структура эпидемиология как учебной дисциплины включает общую и частную эпидемиологию с подразделами.

Общая эпидемиология это совокупность знаний о теоретических, методических, практических и организационных основах профилактики (инфекционных) заболеваний.

Частная эпидемиология изучает эпидемиологическую характеристи-ку отдельных (инфекционных) заболеваний и специальные противоэпиде-мические мероприятия.

Современная структура общей эпидемиологии включает пять частей.

В первой части обосновываются предмет и метод эпидемиологии. Впервые излагается теоретическая концепция эпидемиологии как общемедицинской науки и обосновывается структура эпидемиологии как об эпидемиологическом процессе. Дается также систематизированное изложение эпидемиологического метода в современном его понимании.

Во второй части вскрывается теоретическая концепция эпидемио-логии как науки об эпидемиологическом процессе. Эту часть эпидемиологии можно с известной долей условности сопоставить с общей патологией в клинической медицине. Так, общее учение об эпидемическом процессе составляет теорию популяционного подхода к проблеме инфекционной патологии, общая патология – теорию организменного и суборганизменного подходов к проблемам клинической медицины.

В третьей части анализируются методы эпидемиологической диагностики. Если клиническая диагностика давно является центральным разделом клинической медицины, то учение об эпидемиологической диагностике насчитывает немногим более 10 лет. Методический раздел по мере его развития становится центральным разделом общей эпидемиологии.

В четвертой части рассматривается совокупность противоэпидеми-ческих мероприятий. По аналогии с этой частью общей эпидемиологии в клинической медицине рассматривается система лечебных мероприятий.

В пятой части рассматривается принципы и формы организации противоэпидемической работы. Исторически разработка и изложение вопросов организации лечебной и профилактической работы осуществляются специалистами в области организации здравоохранения.

Применительно к структуре эпидемиологических подразделений санитарно-эпидемиологических учреждений относятся ЦГСЭН, противочум-ные станции, отдельные дезинфекционные станции крупных городов, а также карантинные и санитарно-контрольные пункты. Основным санитарно-профилактическим учреждением является ЦГСЭН, который состоит из двух относительно равноценных подразделений – гигиеническогоиэпидемиоло-гического,в состав которого входят отделы:

эпидемиологии антропонозов;

— особо опасных и других зоонозных инфекции;

— паразитология с медицинской зоологией и энтомологией;

— дезинфекция с дезинсекцией и дератизацией;

— бактериология с вирусологией и иммунологией.

Основные этапы развития эпидемиологии

Эпидемиология зародилась на заре медицины как наука об эпидемиях. Весь период развития эпидемиологии условно можно разделить на 4 этапа:

добактериологический период(с древних времен до последней четвертиXIXвека),

первые десятилетия бактериологического периода(конецXIXвека и началоXXвека),

период возрождения и развития эпидемиологии на новой научной основе (начало второй четверти до концаXXвека),

современный период.

Уже на первых этапах развития эпидемиология широко использовала так называемые сопоставления времени и места появления эпидемий, а также характер их проявлений.

Этапы развития эпидемиологии

ГОУ ВПО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова

Литература

1. Гиппократ. Избранные книги. Пер. с греческого В.И. Руднева. Репринтное воспроизведение издания 1936 г. М.: Сварог, 1994.
2. Беляков В.Д., Яфаев Р.Х. Эпидемиология: Учебник. М.: Медицина, 1989.
3. Далматов В.В., Стасенко В.Л. Современная эпидемиология: предмет, метод, цель. Эпидемиол. и инфекц. бол. 2008; 5: 8–14.
4. Башенин В.А. Общая эпидемиология. Л.: Медгиз, 1936.
5. Беляков В.Д., Семененко Т.А., Шрага М.Х. Введение в эпидемиологию инфекционных и неинфекционных заболеваний. М., 2001.
6. Покровский В.И. Роль эпидемиологической науки и практики в охране здоровья населения страны. Журн. микробиол. 2003; 5: 34–40.
7. Онищенко Г.Г. Санитарно-эпидемиологическое благополучие среды и здоровье детского населения. Журн. микробиол. 2008; 6: 15–19.
8. Зуева Л.П., Яфаев Р.Х. Эпидемиология: Учебник. СПб: Фолиант, 2005.
9. Мак Манн Б., Пью Т., Ипсен Д. Применение эпидемиологических методов при изучении неинфекционных заболеваний. М.: Медицина, 1965.
10. Шляхтенко Л.И., Лялина Л.В. Определение и предмет современной эпидемиологии. Журн. эпидемиол. 1997; 1: 94–99.
11. J. Gordon. Epidemiology: The diagnostic Discipline of Public Health. Royal Sanitary Inst. J. 1954; 74(7): 65-67.
12. Черкасский Б.Л Эпидемиологический диагноз. Л.: Медицина, 1990.
13. Махмудов Б.Х. Популяционные исследования ишемической болезни сердца и некоторые вопросы организации и осуществления ее многофакторной профилактики среди населения: Автореф. д-ра мед. наук. М., 1987.
14. Чазов Р. Г., Вихерт А.М., Оганов Р.Г. Эпидемиология основных сердечно-сосудистых заболеваний в СССР. Труды АМН СССР, Т. 1. М., 1986: 36–52.
15. Эпидемиология неинфекционных болезней /Под ред. А.М. Вихерта и А.В. Чаклина. М., 1990.

Читайте также:  Сестринский процесс при ожирении (паратрофии)

Об авторах / Для корреспонденции

Брико Николай Иванович, д-р мед. наук, проф., акад. РАМН, зав. каф. эпидемиологии и доказательной медицины ГОУ ВПО Первый Московский государственный медицинский
университет им. И.М. Сеченова
Адрес: 119991, Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2
Телефон: (8-499) 248-04-13
E-mail: briko@mma.ru

Покровский Валентин Иванович, акад. РАМН, проф. каф. эпидемиологии и доказательной медицины

Лекция 1. Эпидемиология. История развития.

Задачи и методы эпидемиологии.

Эпидемиология (от греч.epi—над-и demos—народ+

logos —наука,)—медицинская наука, изучающая причи­

ны возникновения и особенности распространения заболе­

ваний в обществе с целью применения полученных знаний для

решения проблем здравоохранения.

Эпидемиология- наука о закономерностях, лежащих в основе возникновения и распространения инфекционных болезней среди населения, о мерах профилактики и борьбы с ними.

Выделяют инфекционную эпидемиологию и неинфекционную, или эпидемиологию инфекционных и неинфекционных болезней.

Эпидемиология инфекционных болезней выстраивает систему, изучающую причины возникновения, профилактики, борьбы с инфекционными заболеваниями.

Задачи инфекционной эпидемиологии:

1. вскрыть и изучить закономерности, лежащие в основе возникновения и распространения инфекционных болезней;

2. разработать на основе теоретических обобщений научно- обоснованных профилактических и противоэпидемических мероприятий.

Эпидемиология неинфекционных болезней переносит эпидемиологические методы на изучение закономерностей возникновения и распространения различных по своей природе неинфекционных массовых нарушений состояния здоровья населения (инфаркт, атеросклероз).

Основной предмет эпидемиологии как познавательной деятельности—заболеваемость населения. Её можно представить как одно из объективных массовых явлений, отражающих влияние неблагоприятных внешних факторов на население. С другой стороны, заболеваемость—статистическая величина, определяемая совокупностью объективных (причинных) и субъективных (качество выявления, диагностики и т.д.) факторов, т.е. к заболеваемости применимо понятие о феномене «айсберга». Изменившиеся технологические возможности позволили выявлять как новые болезни, так и диагностировать лёгкие формы болезни, бактерионосительство, ранее не доступные для распознавания, а, следовательно, и не регистрируемые. Показатели заболеваемости различными болезнями образуют сложную упорядоченную структуру. Размерность этого показателя — количество случаев на 100, 1000, 10000 или 100000 населения. Эпидемиологический смысл показателя состоит в том, что он отражает частоту заболевания либо риск его развития.

· общую эпидемиологию— раздел, изучающий общие закономерности развития, профилактики, борьбы с инфекционными заболеваниями;

· частную эпидемиологию, которая изучает закономерности эпидемического процесса отдельных инфекционных заболеваний;

· военная эпидемиология— раздел эпидемиологии инфекционных заболеваний и отрасль военной медицины, посвященная теории и практике противоэпидемического обеспечения войск в мирное и военное время.

Методы эпидемиологии

В основе науки эпидемиологии лежит эпидемиологический метод— совокупность приемов, способов, позволяющих обеспечить анализ и синтез явлений, касающихся возникновения, развития, ограничения и прекращения эпидемического процесса. Эпидемический процесс — процесс возникновения и распространения среди населения инфекционных состояний (клинически выраженного заболевания или носительства).

1. метод эпидемического обследования (основан на наблюдениях)- позволяет выявить причину заболевания, роль отдельных факторов в распространении инфекционного начала, позволяет разработать мероприятия по предупреждению распространения инфекционного очага.

2. Исторический метод:

· описательно- исторический;

· сравнительно- исторический метод применяется в эпидемиологии давно и позволяет судить о времени и месте возникновения тех или иных инфекционных болезней

Древнейшие литературные памятники поведали нам о распространении оспы в XII в на Востоке и о вспышке чумы в VI до н.э. (Юстинианова чума), которая унесла половину населения Римской империи. В Египте при раскопках была обнаружена гробница (IV в до н.э.), на которой изображен человек с укороченной ногой (полиомиелит). Способствуя накоплению данных исторический метод позволяет судить об эволюции инфекционных заболеваний. Он перебрасывает мост между «старыми наблюдениями и новыми знаниями».

3. Статистический метод

Он начинается со сбора сведений, необходимых для решения определенных задач. Все сведения вносят в специальные карты или другие формы. Полученные данные группируются в таблицы (сейчас это специальные компьютерные программы) по следующим параметрам:

· заболеваемость (вероятность для здорового человека заболеть) равна отношению числа заболевших людей за определенный период времени к числу жителей данного района (города) в тот же период. Заболеваемость выражается на 100, 10 и 1 тыс. населения. Этот показатель зависит от правильности первоначального этапа.

· показатель смертности — число смертей от данного заболевания, выраженного показателем на 100, 10 и 1 тыс человек, охваченных эпид наблюдением.

· летальность— % умерших из числа заболевших.

4. Микробиологический метод

С открытием микробной природы инфекционных заболеваний эпидемиология приобрела новые возможности для изучения эпид процесса. Роль этого метода:

· в установке этиологии заболевания;

· в установке механизма выделения возбудителя, проникновения и передачи возбудителя;

· в установке формирования новых механизмов резистентности.

5. Иммунологический метод основан на изучении состояния иммунитета, оценке эффективности вакцин

6. Экспериментальный метод основан на формировании биологической модели паразитарной системы.

История эпидемиологии.

Эпидемиология в современном понятии наука молодая, но истоки ее уходят в древность.

Первые упоминания о заразных болезнях относятся к IV-III тысячелетиям до н.э. В папирусах Древнего Египта имеются упоминания о болезни, напоминающую современную натуральную оспу, первые упоминания о проказе.

Важнейшим этапом в познании эпидемий является представление о «заразности» болезни- возможности передачи ее от человека к человеку через вещи больного.

В те времена, эпидемии рассматривались как «кара божья», с которой невозможно бороться. В священной книге древних индусов звучит призыв бежать из дома, если крыса падает с крыши, прыгает по полу и умирает, т.к. это означало, что чума близко.

Первые систематические описания эпидемий ряда заразных болезней и попытки объяснить их возникновение существованием так называемого особого заразного начала и дать оценку роли внешней среды в возникновении эпидемических заболеваний мы находим в сочинениях Гиппократа и в трудах Фукидида и Лукреция.

В средние века изучению заразных болезней мешало засилие религиозных предрассудков.

В эпоху Возрождения наметился значительный прогресс в представлениях о причинах заразных болезней. Видный итальянский врач и астроном Джироламо Фракасторо (1478-1553 гг) в своей книге «О контагиях, контагиозных болезнях и лечении» впервые предпринял попытку создать теорию возникновения и развития эпидемических болезней. Описав оспу, бешенство, корь, проказу, он высказал предположение о роли живого возбудителя в их возникновении, наделяя его способностью к размножению и передаче прямым контактом через вещи больного и даже воздух.

В XVI-XVII вв появляются условия для возникновения бактериологии, развитие которой обеспечило бурный прогресс всей медицины и в т.ч. вопросам борьбы с инфекционными заболеваниями. В это время появилось два противоположных взгляда на причину заразных болезней. Одну позицию высказывали миазматики. Они считали, что причиной эпидемий является смена эпидемических конституций атмосферы, зависящих от климатических условий. При определенных условиях, считали миазматики, «вредоносное начало»- миазмы размножаются в почве, выделяются в воздух и заражают людей. Ярым сторонником миазматиков был отец английской медицины Томас Сиденгам (1624-1689 гг), давший описание многим инфекционным заболеваниям. Болезнь он рассматривал как борьбу организма с проникшим в него вредоносным началом. Эпидемии он объяснял, как результат скрытых и необъяснимых изменений воздуха, заражающих человеческий организм.

Другую точку зрения высказывали контагионисты. Они связывали болезнь с размножением в теле больного и выделением наружу особых живых организмов, называемых «контагиями«.

Это был прогрессивный взгляд и выразителем его был русский врач Данила Самойлович (1744-1805), прославившийся в борьбе с чумой. Несмотря на то, что найти контагию, вызывающую чуму ему не удалось, он впервые рекомендовал иммунизацию материалом, взятым из чумного бубона, чтобы вызвать легкую форму заболевания и создать таким образом защиту от чумы.

Впоследствии английский ученый Джоннер предложил прививку от натуральной оспы.

Однако только с интенсивным развитием бактериологии во второй половине XIX в, связанной с такими именами как Пастер, Мечников, Кох, произошло утверждение эпидемиологии, как науки о заразных болезнях. В то же время Эрисман указал на роль социальных факторов, благоприятствующих развитию заразных болезней.

Накопление сведений по эпидемиологии привело к развитию системы борьбы с инфекционными заболеваниями. И в 1864 и 1867 гг в Одессе и Петербурге создаются первые дезинфекционные станции. Первая лаборатория по производству и применению антирабической вакцины в России организована Мечниковым и Гамалей в 1886 г в Одессе. Позднее «пастеровские станции» появились в Петербурге, Москве, Самаре.

В 1913 г в Батуми открыта противомалярийная станция. В 1922 г в России создана первая кафедра эпидемиологии ученым Заболотным.

Проверкой для организованной системы противоэпидемических мероприятий было ВОВ, когда несмотря ни на что удалось избежать распространения инфекционных заболеваний.

Дальнейшее развитие эпидемиологии как науки дало не только возможность разработки вопросов возникновения и профилактики инфекционных заболеваний, но и разработки теоретических основ этой науки, разработки современных эпидемиологических концепций.

Ссылка на основную публикацию
Эпителиальные опухоли паренхимы почек
Доброкачественные опухоли почки К доброкачественным опухолям почки относят аденому , онкоцитому, ангиомиолипому, лейомиому, липому, гемангиомы и юкстагломерулярно-клеточную опухоль. Аденома —...
Эндокринные железы — строение, функции, заболевания
Какие железы связаны с эндокринной системой Подробное решение итоги главы Глава 9–10 по биологии для учащихся 8 класса, авторов Драгомилов...
Эндокринные заболевания у детей их симптомы и профилактика
Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ «Профилактика сахарного диабета – не рекомендация, а необходимость…» Сахарный диабет —...
Эпителий в моче — Какая норма содержания эпителия в моче
«Мазок на флору»: о чём расскажет анализ? Исследование «Мазок на флору» относится к микроскопическому виду анализа. Тест назначают при подозрении...
Adblock detector