Эмпатия в психологии что это простыми словами

Эмпатия: то, что делает нас людьми

Евгения Чернышёва 27 октября 2017

Представьте, что ваш лучший друг случайно ударил себя молотком по большому пальцу руки. Представили? И наверняка физически ощутили щемящую боль в том же месте. Или вообразите голос смеющегося человека. Вы не знаете, над чем он так потешается, но все равно невольно улыбаетесь — вам тоже весело. Как нам удается оказаться в «чужой шкуре» и ощущать то, что в данный момент чувствуют другие? Что это: сопереживание, причастность, сострадание? Скорее, эмпатия. Это явление, которое психологи и физиологи изучают уже больше века, но до сих пор не могут точно сказать, что она за зверь такой, что вполне типично для науки. А мы попытаемся понять, как все начиналось, чем продолжилось и что в тренде сейчас.

О первых попытках разобраться

Эмпатию стали изучать в начале прошлого века, и первое научное определение ей придумал американский психолог Эдвард Титченер, объединив два понятия: английское «симпатия» и немецкое «вчувствование». На обыденном уровне эмпатией стали называть сильное чувство сопереживания другому существу, при котором его чувства и эмоции воспринимаются как свои собственные.

Сейчас определений существуют сотни, и каждая область знаний трактует эмпатию по-своему.

Психиатр и автор книги «Наука об эмпатии и эмпатах» Джудит Орлофф говорит еще о четырех возможных объяснениях эмпатии. Одно из них — наша способность к синестезии. Иногда наши чувства как бы сдваиваются, и, к примеру, слушая Шопена, мы видим определенные цвета или ощущаем запахи. То же самое происходит с восприятием состояния другого человека: мы видим, как он плачет, вспоминаем, из-за чего когда-то плакали сами, и на глаза наворачиваются слезы.

На протяжении последних десятилетий интерес к явлению стали проявлять нейробиологи. Они пытаются объяснить, что происходит с нашим мозгом во время процесса «вчувствования», и выдвигают теорию о зеркальных нейронах — клетках мозга, которые способны отражать чужие эмоции, погружая нас в состояние другого человека. У этой идеи много сторонников и не меньше противников, но суть остается прежней: эмпатия — это некая невидимая связь между особями одного вида, которая помогает им сосуществовать в этом большом и жестоком мире.

О видах эмпатии

К счастью, все ученые сошлись на том, что эмпатию можно условно разделить на два типа: когнитивную и эмоциональную. Первая завязана на наше умение «залезать в чужую обувь» силой мысли. Скажем, вашему другу предложили две работы, и ему нужно выбрать одну из них. Чтобы помочь, вы попытаетесь начать мыслить как он и будете опираться именно на его, а не свою жизненную ситуацию.

Вторая, эмоциональная, эмпатия возникает на чувственном уровне. Нам сложно ее объяснить, мы не можем ее контролировать. Плачущие дети, умирающие от смеха взрослые редко оставляют нас равнодушными, даже если это совершенно незнакомые нам люди. Здесь же стоит сделать оговорку и сказать, что эмоциональную эмпатию мы испытываем с разной силой, и зависит она… Пока непонятно от чего.

Но однозначно на способность понимать окружающих людей влияет наш образ жизни.

Как развивать в себе эмпатию

Но эти же гаджеты могут нам и помочь. Попробуйте забить слово «empathy» в поисковике PlayMarket или AppStore, и вы обнаружите не один десяток приложений для развития коммуникативных навыков и чувствительности. Как правило, они работают на основе push-up уведомлений с полезными советами, тестов, форумов, а еще упражнений типа «определи эмоцию по селфи» или «угадай, в каком настроении человек, по смайликам, которые он отправил тебе сегодня».

Это все, конечно, шутки ради. Но есть и более продвинутые способы сделать себя лучше. Например, технология M-Pathic-VR разработана учеными из Мичиганского университета специально, чтобы научить молодых врачей сообщать печальные новости родственникам пострадавших. Суть ее заключается в том, что вы разговариваете с виртуальными девушками Делми и Робин, которые тщательно изучают ваше невербальное поведение и в конце общения дают подробную оценку каждому из аспектов коммуникации. А японские айтишники в 2015 г. создали робота-эмпата по имени Пеппер. Он распознает человеческие эмоции по выражению лица, словам и языку тела и в зависимости от этого корректирует свое поведение.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Эмпатия: развить, но ограничить!

Часть 1

Сегодня очень модно говорить о развитии эмоционального интеллекта, одним из компонентов которого является эмпатия. Дословно «эмпатию» можно перевести как «вчувствование», то есть способность проникнуть в чужое эмоциональное состояние, понять и разделить его с тем, кто его чувствует.

Читайте также:  Как повысить давление при беременности список продуктов, фруктов и ягод

Сначала термин «эмпатия» использовали теоретики искусства. Они считали, что одни люди обладают способностью вчувствоваться в художественное произведение (музыкальное произведение, картину, театральную пьесу, стихотворение) и распознать его эмоциональный тон, а у других людей это не получается, и они остаются равнодушными. Первые обладают эмпатией, а вторые нет.

При этом считалось, что эту способность можно развить именно средствами искусства.

Например, если кто-то безразличен к музыке, ему нужно как можно больше слушать различные произведения, пока его «чувства не пробудятся». То есть чем больше опыт взаимодействия с произведениями искусства, тем выше шанс, что какое-то из них все же войдет в эмоциональный резонанс с человеком и тем самым научит его эмпатии.

В самом начале становления психологии как науки «эмпатия» перекочевала в лексикон психологов. Правда, это не добавило ясности в понимании того, как и почему мы способны сопереживать чужим эмоциям (не только в художественных произведениях, но и состояниям других людей и даже животных). Американский психолог Эдвард Титченер еще в 1909 году писал, что есть как минимум три способа объяснения эмпатии.

1. Моторное подражание

Мы видим человека, испытывающего определенную эмоцию (а любая эмоция – это какие-то телесные и мимические реакции). Его зрительный образ непроизвольно активирует у нас те участки мозга, которые управляют аналогичными мышцами. Таким образом, мы копируем телесные реакции другого человека, выражая их гораздо слабее, но тем не менее на достаточном уровне для того, чтобы почувствовать то же, что и он.

2. Целостное понимание ситуации и возможной логики ее развития

Мы понимаем общий смысл происходящего, и это вызывает у нас ответную эмоциональную реакцию. Такую эмпатию Титченер считал «логической» и «эстетической». Например, если мы читаем трагическое произведение, то, основываясь на логике развития сюжета, мы понимаем, что главный герой должен погибнуть. И благодаря этому пониманию подавляющее большинство читателей будет испытывать общее чувство – жалость. Этот вид эмпатии проявляется как инсайт – мгновенное схватывание смысла. Как только мы осознали и поняли, что происходит, у нас моментально формируется ответная эмоциональная (то есть эмпатическая) реакция.

3. Коммуникативная установка

Если у нас есть позитивный настрой на общение, симпатия к собеседнику и сильное желание его понять, мы легко можем «войти в его положение», с высокой степенью точности представив его эмоциональное состояние. Мы будем внимательно его слушать и активно соглашаться с тем, что он нам говорит. По сути, мы будем ставить себя на его место, и это поможет нам испытать те же чувства, что и наш собеседник.

В основе первого способа эмпатии лежит внимание и наблюдательность; второй способ во многом основан на памяти и мышлении; а для третьего способа важны внимание и воображение. Добавлю, что Титченер во многом предвосхитил достижения современной психологии, которая сегодня понимает эмпатию как комплексную способность, основанную на разных психологических и физиологических механизмах.

Сегодня говорят о разных видах эмпатии, выделяя следующие:

  • 1. Эмоциональная эмпатия, главный механизм которой – бессознательное «заражение» чужими эмоциями на физиологическом уровне. Там работают и «моторное подражание», и более глубинные механизмы, связанные с деятельностью зеркальных нейронов.
  • 2. Когнитивная (и предикативная) эмпатия, главный механизм которой – знания об эмоциях других людей и способность делать достоверные прогнозы их поведения (в том числе эмоциональных состояний) на основе этих знаний.
  • 3. Действенная эмпатия, как осознанно выбранная стратегия и приемы коммуникации, направленные на изменение эмоционального состояния другого человека. Может включать в себя как конструктивные формы поведения (сочувствие, выражение симпатии, эмоциональную поддержку, альтруистическую помощь, активное слушание и др.), так и деструктивные.

Эмпатия

Эмпа́тия (греч. ἐν — «в» + греч. πάθος — «страсть», «страдание», «чувство») — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания [1] . Соответственно эмпа́т — это человек с развитой способностью к эмпатии.

«Эмпатия» не имеет связи с какими-либо определёнными эмоциями (как, например, в случае со словом «сострадание») и в равной мере применяется для обозначения сопереживания любым эмоциональным состояниям. Значение термина может несколько различаться в зависимости от контекста. Так, в медицине эмпатией часто называют то, что в психологии называется «активным слушанием» — понимание эмоционального состояния другого человека и демонстрацию этого понимания. С точки зрения психологии способность к эмпатии считается нормой. В фантастических произведениях способность к эмпатии часто связывается (в разной степени) с теми или иными проявлениями экстрасенсорики, каковые доступны не всем людям. Термин «эмпатия» введён Эдвардом Титченером. Одно из первых определений эмпатии сделал в 1905 году Зигмунд Фрейд: «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая его со своим собственным» [2] .

Содержание

  • 1 Эмпатия в научной и научно-популярной литературе
  • 2 Эмпатия в художественной литературе
  • 3 Эмпатия в фильмах и масс-культуре
  • 4 Источники
  • 5 См. также
Читайте также:  Кости кистей рук человека строение и их функции

Эмпатия в научной и научно-популярной литературе [ править ]

. для описания семантических противопоставлений, связанных с учетом точки зрения, был введен термин эмпатия: носитель точки зрения — это фокус эмпатии говорящего, т. е. тот исходный пункт, в который помещает себя говорящий и на базе которого он строит имена для других объектов. В работе (Yokoyama, Klenin 1976) была сделана попытка применить понятие эмпатии для описания семантики ВМ в русском языке — в частности, для объяснения фактов отсутствия ВМ, ожидаемых в контексте рефлексивной конструкции. Авторы утверждают, что отсутствие ожидаемого ВМ в случае 3-го и не 3-го лица имеет разные источники: при антецеденте в 1-м лице «рефлексивизация не имеет места, если говорящий полностью идентифицирует себя с антецедентом. Если же говорящий в том или ином смысле психологически отдален от того своего аспекта, который проявляется в высказывании, тогда употребляется ВМ». [3]

Эмоциональное начало в человеке, в особенности его способность к воображению, порождает такие его качества, как эмпатия ― сочувствие, сопереживание. Это свойственно всем людям, но особенно важно для художника. В современной западной культуре и психологии эта способность, обозначаемая как эмпатия, также понимается как пассивно-созерцательное отношение к состояниям и переживаниям другого человека. Так, современный американский психолог Карл Роджерс утверждает: «Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно… Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто»… Должен оставаться оттенок «как будто»… Если этот оттенок исчезает, то возникает состояние идентификации… Это означает временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения». Однако такое понимание эмпатии снимает свойственные ей, как считают другие исследователи, сочувствие, сопереживание как активное отношение к ее объекту, которые рождаются на основе воображения. [4]

Трудно отождествлять эмпатию и с процессом только вчувствования, как считали Т. Липе и Л. Выготский. По крайней мере художественную эмпатию, так как она предполагает не столько отождествление себя с объектом, сколько воображаемое соотнесение с ним. На это, например, указывает психолог А. А. Бодалев, считающий высшим уровнем воображения способность «к мысленному воссозданию особенностей переживания другого человека не только в отдельных ситуациях, а на протяжении всего процесса взаимодействия с ним». Вот это мысленное, эмоциональное воссоздание объекта эмпатии в творческом процессе является одним из условий создания художественного образа. И сама эмпатия есть процесс углубления в предмет творчества. Поэтому «я больше не говорю «состояние эмпатии», ― пишет Карл Роджерс, ― потому что думаю, что это скорее процесс, чем состояние… Он подразумевает вхождение в личный мир другого и пребывание в нем «как дома». Он включает постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого ― к страху, или гневу, или расстроенности, или стеснению…» Но этот процесс не должен все же приводить к полной идентификации с объектом, как считают некоторые исследователи, так как в этом случае художник может разрушить себя как личность и даже погибнуть, уподобясь Дориану Грею («Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда), Френхофферу («Неведомый шедевр» Оноре де Бальзака), Черткову («Портрет» Николая Гоголя) или Клоду («Творчество» Эмиля Золя). Поэтому прав Карл Роджерс, считающий, что эмпатию «могут осуществить только люди, чувствующие себя безопасно в определенном смысле: они знают, что не потеряют себя в странном или причудливом мире другого и что смогут успешно вернуться в свой мир, когда захотят… Быть эмпатичным трудно. Это означает быть ответственным, активным, сильным и в то же время ― тонким и чутким». В целом процесс эмпатии можно определить как соотношение моего Я с объектом, которое направлено в меня. И в этом смысле определение эмпатии как способности «формировать воображаемое Я, Я-образа, способности становиться на точку зрения этих Я кажется правомерным. Однако наряду с эмпатией в процессе художественного творчества (и творчества вообще) большое значение имеет эмоционально-интеллектуальная способность к симпатии. И если эмпатия направлена от объекта к себе, то симпатия направлена вовне. Это процесс соотношения опыта моего Я с тем внешним, что адекватно или близко к моему опыту. Даже в обыденной жизни мы говорим: «Этот человек симпатичен мне», т. е. во мне существует внутреннее расположение к нему. Причем характерной чертой симпатии является одобрительное, позитивное отношение к ее объекту. [4]

Именно потому так неуловим облик Миронова-Мышкина, неопределим. Самое в нем главное (и самое дорогое зрителю, как я думаю) ― обезоруживающая раскрытость, бесконечность. Миронов-Мышкин столь же искренен, сколь проницателен, а можно сказать, что и проницаем: истинная болезнь его в том, что он чувствует себя каждым человеком, который оказывается в его орбите, и берет на себя его страдания (быть может, и не желая того). Болезнь эта ― еще и кинематографическая, болезнь зрителя, и Бортко, кажется, первый это понял. Присвоение чужого взгляда ― эмпатия ― сострадание: вот ход этой болезни. И как раз поэтому Миронова-Мышкина не понять еще и без всех остальных участников фильма. Есть в «Идиоте» одна черта, которая не то чтобы доказывает, что Бортко снимал «по Бахтину», а скорее подтверждает художественную верность бахтинских наблюдений. Бахтин во всей своей книге о Достоевском ни разу не употребил слова «персонаж». То есть нет разделения действующих лиц на главных и второстепенных: «сознанию героя автор может противопоставить лишь один объективный мир ― мир других равноправных с ним сознаний». Так получилось и у Бортко. [5]

Читайте также:  Что такое буллёзный эпидермолиз

Еще один факт: женщины более склонны плакать и говорить о своих бедах в ответ на рассказы других о своих неприятностях. Мужики сохраняют твердость. Всё не так просто. Российский психолог Татьяна Гаврилова установила, что есть разница между полами в таких тонкостях, как сочувствие и сопереживание (это разные виды эмпатии). Если дело касалось взрослых или животных, мальчики проявляли больше сопереживания, а девочки ― сочувствия. По отношению же к сверстникам все было наоборот. [6]

Эмпатия в художественной литературе [ править ]

— Ничто не даёт человеку права быть таким ублюдком, — сказал Порлок.
— Не может ли он отключиться от нас? — спросил Харфекс, биолог, другой хайнит.
— Это — как слух, — сказала Олеро . — Эмпатия работает не зная отдыха, она всегда включена. Он слышит наши чувства независимо от того, хочет ли он этого или нет.

Выражение счастья в глазах и на всем лице, с которым элегантная красотка вглядывается в рулончик туалетной бумаги, либо раскрывает шкаф так, словно это дверь пещеры Аладдина, мгновенно передаётся каждому. В этой эмпатии, возможно, умещается и зависть и даже немного раздражения, ибо каждому известно, что он-то не мог бы так же восхищаться, отхлебывая этот лимонад, или пользуясь такой бумагой, что в эту Аркадию попасть невозможно, но её светозарная погода делает своё дело. Впрочем, мне с самого начала было ясно, что, совершенствуясь в борьбе товаров за существование, реклама покорит нас не путём постоянного улучшения товаров, а в результате постоянно ухудшающегося качества мира. Что же нам осталось после кончины Бога, высоких идеалов, чести, бескорыстных чувств в забитых людьми городах, под кислотными дождями, кроме экстаза дам и господ из рекламных роликов, расхваливающих кексы, пудинги и кремы как пришествие Царства Небесного?

. эмпатия встречается не так уж редко. Большинство разумных существ в той или иной степени обладают ею, в противном случае они никогда не стали бы цивилизованными.

Я смотрела, как свисают вдоль тела Ивановы длиннопалые руки. Я знала, что хочу этого парня изо всех сил, так что у меня от желания ноги подкашиваются. Дышать было нечем. Одновременно я думала, что через минуту-другую это увидят все. Мы отучились уже два года. Все тренировались замечать, как меняются скорость и глубина дыхания, цвет кожи, как выступают маленькие капельки пота на лбу и над верхней губой. Называется «эмпатия». По ней был даже отдельный спецкурс. У меня отчетливо пульсировали кончики пальцев. В окнах покачивались ветви, плывущие в золотом свете, словно укроп в абрикосовом джеме. Директор Неведомская подошла ко мне. От нее пахнуло духами и потом.
― Твоя задача ― докричаться до него, ― тряхнула копной черных завитков, звякнули цыганские монисты, ― понимаешь? Я кивнула и посмотрела на Ивана. [7]

― Не только одну. Как минимум две разных неправды. Нашу и ихнюю… Он говорил и дальше, но мне было уже неинтересно. Я отлетел от окна и включил гипероптику. Изба заиграла всеми цветами радуги, и на маниту появились два крупнозернистых силуэта ― Грым и пузатый мужик напротив. Но я не испытал к нему обычной для толстяков эмпатии. [8]

Кеша вдруг понял, что сестричка сейчас подойдет к трем старым выдрам ― и на ухо расскажет им все-все. И его возьмут прямо здесь. Он не знал, как это будет выглядеть, но слышал ― запрут в тюремном сне, из которого можно будет просыпаться только в тот же самый тюремный сон… И никакой Ян Гузка ему не поможет, потому что на Кеше недостаточно черной шерсти, чтобы вызвать у великого гуманиста эмпатию и сострадание… Кеше захотелось побежать к выходу из группового сна ― но он понимал, что такая реакция выдаст его с головой. Он несколько раз глубоко вздохнул, обвел глазами площадь и снова посмотрел на сестричку. Она уже исчезла. [9]

Эмпатия в фильмах и масс-культуре [ править ]

По мне, репликантов можно убивать. Они холодны и бессердечно жестоки. Они неспособны к эмпатии — это именно то, на чём их ловит тест — им всё равно, что случится с другими существами. [10]

Ссылка на основную публикацию
Электрокоагуляция противопоказания, лечение сосудов, реабилитация, фото до и после, цены, отзывы
Электрокоагулятор фото Архив Структура Контроль На приём Поиск Отзывы Удаление новообразований кожиметодом электрокоагуляции Хирургическая коагуляция током высокой частоты широко применяются...
Шум в ушах (тиннутус), симптомы, диагностика, лечение
Шумит, звенит все в голове… О.В. Веселаго кандидат медицинских наук, врач-отоневролог НИИ неврологии РАМН В организме человека постоянно имеются условия...
Шум в ушах и головокружения как признаки поражения внутреннего уха — ПроМедицина Уфа
Головокружение у женщин в возрасте 30–35 лет Женщины в 30 лет еще довольно молоды, полны сил и здоровья. Но в...
Электрокоагуляция родинок, удаление коагулятором, электроножом, отзывы
Электрокоагуляция родинок: 11 преимуществ, фото до и после Начиная с детского возраста и на протяжении всей жизни, на теле человека,...
Adblock detector