Функциональная дислалия — причины, симптомы, диагностика и лечение

Дислалия (нарушения звукопроизношения)

Дислалия – различные дефекты звукопроизношения у лиц с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного аппарата. Дислалия проявляется отсутствием, заменами, смешением или искажениями звуков в устной речи. При дислалии проводится логопедическое обследование строения и подвижности речевого аппарата, состояния звукопроизношения и фонематического слуха.

Обязательно необходимо провести консультацию нейропсихолога, чтобы исключить или подтвердить участие в коррекции нарушения стоматолога, невролога или отоларинголога.

Воздействие при дислалии включает 3 этапа: подготовительный, формирование первичных произносительных навыков, формирование коммуникативных

Дислалия – нарушение нормированного произношения и употребления звуков речи, не связанное с органическим повреждением ЦНС или органов слуха.

В последние годы в структуре дислалии преобладающими стали нарушения звукопроизношения, которые препятствуют дальнейшему нормальному овладению письменной речью и способствуют возникновению дисграфии и дислексии.

С учетом причин нарушения звукопроизношения выделяют механическую (органическую) и функциональную дислалию. Механическая дислалия связана с дефектами анатомического строения артикуляционного аппарата. Функциональная дислалия обусловлена нейродинамическими нарушениями в коре головного мозга.

Функциональная дислалия, в свою очередь, подразделяется на моторную (обусловленную нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речедвигательного анализатора) и сенсорную (обусловленную нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речеслухового анализатора).

С учетом количества нарушенных звуков дислалия может быть простой (при неправильном произношении 1-4 звуков) и сложной (при дефектном произношении более 4-х звуков).

Если нарушается произношение звуков из одной артикуляционной группы (например, только шипящих или свистящих), говорят о мономорфной дислалии; если из разных артикуляционных групп (например, свистящих и шипящих одновременно) – о полиморфной дислалии.

Фонетические дефекты произношения звуков разных групп (искажения) при дислалии принято обозначать терминами, образованными от букв греческого алфавита:

  • Ротацизм – недостатки произношения [р] и [р’]
  • Ламбдацизм – недостатки произношения [л] и [л’]
  • Сигматизм – недостатки произношения шипящих [ж], [ш], [щ], [ч] и свистящих [с], [с’], [з], [з’]
  • Йотацизм – недостатки произношения [й]
  • Гаммацизм – недостатки произношения [г] и [г’]
  • Каппацизм – недостатки произношения [к] и [к’]
  • Хитизм – недостатки произношения [х] и [х’]
  • Дефекты озвончения и оглушения – замены звонких согласных парными глухими и наоборот
  • Дефекты смягчения и твердости – замены мягких согласных парными твердыми звуками и наоборот
При дислалии часто встречаются сложные комбинированные дефекты (сигматизм + ротацизм, ламбдацизм + ротацизм, сигматизм/ротацизм + дефекты смягчения и т. д.)

В том случае, если при дислалии имеет место фонематический дефект (замены звуков), к названию недостатки звукопроизношения прибавляется приставка «пара-»: параротацизм, параламбдацизм, парасигматизм, парайотацизм, парагаммацизм, паракаппацизм, парахитизм.

В основе неправильного звукопроизношения при механической дислалии лежат органические дефекты периферического артикуляционного аппарата (языка, губ, зубов, челюстей). Среди аномалий строения языка и губ, приводящих к дислалии, чаще всего встречаются короткая уздечка языка или верхней губы; реже – макроглоссия (массивный, язык), микроглоссия (узкий, маленький язык), толстые, малоподвижные губы. При укороченной подъязычной связке, прежде всего, страдает произношение верхнеязычных звуков; при аномалиях губ – губных и губно-зубных звуков. Макро- и микроглоссия обычно наблюдаются у детей с общим физическим или умственным недоразвитием.

Следует отметить, что нарушения произношения, связанные с такими органическими дефектами речевого аппарата, как расщелины верхней губы, мягкого и твердого нёба, относятся не к дислалии, а к ринолалии.

К факторам биологической природы, вызывающим функциональную дислалию, причисляют:

– общую физическую ослабленность у часто болеющих детей,

– минимальную мозговую дисфункцию, способствующую запаздыванию речевого развития,

– несформированности фонематического слуха, речевых укладов и их переключений.

Лексико-грамматическая сторона речи при дислалии формируется в соответствии с возрастом: имеется достаточно развитая словарная база, не искажается слоговая структура слова, правильно используются падежные окончания, единичное и множественное число, имеется достаточно высокий уровень развития связной речи.

Диагностическое обследование речи при дислалии начинают с выяснения:

– особенностей течения беременности и родов у матери, перенесенных заболеваний у ребенка,

– раннего психомоторного и речевого развития,

– состояния биологического слуха и зрения,

– опорно-двигательного аппарата (по медицинской документации).

Затем логопед переходит к исследованию строения и подвижности органов артикуляционного аппарата путем визуального осмотра и оценки выполнения серии упражнений по подражанию.

Собственно диагностика устной речи при дислалии включает обследование состояния звукопроизношения и выявление дефектно произносимых звуков с использованием соответствующего дидактического материала. В процессе логопедического обследования выявляется характер нарушения :

искажение звуков в различных позициях – изолированно, в слогах (открытых, закрытых, со стечением согласных), словах (в начале, середине, конце), фразах, текстах.

Затем проверяется состояние фонематического слуха – способность к слуховой дифференциации всех коррелирующих фонем.

Обязательно проводится обследование высших психических функций – памяти, восприятия, внимания, общего развития речи.

В логопедическом заключении отражается форма дислалии (механическая или функциональная), вид дислалии (артикуляторно-фонематическая, акустико-фонематическая, артикуляторно-фонетическая), разновидность неправильного звукопроизношения (ротацизм, сигматизм и т. д.).

Работа по коррекции дислалии выстраивается в соответствии с тремя этапами работы: подготовительным, этапом формирования первичных произносительных навыков и этапом формирования коммуникативных навыков.

Логопедическое занятие по коррекции дислалии направлено на исправление дефектов звукопроизношения: искажения звуков, их замен или смешения. На подготовительном этапе для развития подвижности артикуляционного аппарата (языка, губ) проводят артикуляционную гимнастику, логопедический массаж.

Специалисты центра проводят специальный логопедический массаж артикуляционной мускулатуры, участвующей в формировании речи и произнесении звуков. В нейроЛогопедическом центре «Выше радуги» проводится зондовый, ручной, смешанный и массаж с зондозаменителями. По методике Новиковой, Дьяковой, Томилиной.

Логопедический массаж стимулирует артикуляционную мускулатуру, а также оказывает необходимое расслабляющее действие, улучшает кровоснабжение тканей, тренирует мышцы, отвечающие за формирование речи, заставляет их работать правильно и согласованно. Он не только улучшает кровоток, но также оказывает стимулирующее, укрепляющее и терапевтическое действие. В процессе массажа стимулируется и нервная система ребенка, массаж вызывает соответствующие рефлекторные реакции, мобилизующие ресурсы организма.

Но нужно помнить, что логопедический массаж только в интеграции с грамотной логопедической работой специалиста, продуманной и специально подобранной программой дает качественный и устойчивый результат.

В НейроЛогопедическом центре «Выше радуги» специалисты кроме традиционных постановочных, массажных и универсальных зондов используют в своей работе вибромассажеров Z-Vibe®, DnZ-Vibe®, Z-Grabber™, ARK Animal Menagerie.

Принцип работы Z-Vibe состоит в воздействии на (язык, внутреннюю и наружнюю поверхность щек, лба, щеки, подбородка) человека-колебаниями высокой частоты.
Позволяет очень эффективно растягивать «уздечку».
Поддерживать язык, массировать ложбинку языка для помощи в постановке звука С и многое другое.
При достаточных навыках логопеда, данный массажер позволяет «поставить» звук Р ребенку в течении 1 занятия.
Логопедический электромассажер Z-Vibe по признанию многих логопедов является лучшим в мире оборудованием для проведения логопедического массажа и подготовки артикуляционых мышц ребенка к специальным занятиям.

Данный электромассажер, при правильном и постоянном логопедическом массаже, позволяет сократить время, затраченное на коррекцию речи ребенка минимум в 3-5 раз по сравнению с традиционными массажными зондами.

В нашем центре логопед, дефектолог, речевой терапевт проводят занятия с малышами. Для этого в арсенале специалистов нашего центра есть всё необходимое:

  • более 18.000 развивающих, обучающих речевых и логопедических игр;
  • сенсорная комната;
  • Монтессори среда;
  • зал сенсорной интеграции;
  • интерактивная гигантская песочница;
  • световые и водные столы;
  • уникальное Инновационное оборудование;
  • нейроакустические программы (Метод Томатис и INTime)
  • ритмотерапия и цветотерапия;
Читайте также:  Кишечные спазмы симптомы и лечение

– и все эти самые передовые разработки в области образования, развития и коррекции детей являются инструментами в руках специалистов логопедов, позволяющих добиваться высоких устойчивых результатов в решении самых трудных вопросов.

Но родителям нужно обязательно помнить, что нарушения речи, как правило, не проходят бесследно. Даже после исправления звукового дефекта мозг ребенка уже сформировал неправильные стереотипы, которые нужно изменить. Если этого вовремя не сделать, то речевые нарушения могут в дальнейшем вызвать серьезные проблемы с обучением в школе, привести к дислексии, дисграфии и дизорфографии. А эти проблемы гораздо тяжелее и дольше устранять, они могут стать причиной серьезных психологических проблем. Именно поэтому очень важно вовремя, не «затягивая» время и не «откладывая» на потом устранять нарушения звукопроизношения и проводить нейропсихологическую коррекцию.

Логопедические занятия по коррекции дислалии должны проводиться регулярно, не реже 3-х – 4-х раз в неделю. Важно, чтобы дома также выполнялись задания логопеда и артикуляционная гимнастика. Продолжительность занятий при простой дислалии от 3-х мес.; при сложной дислалии – 3-6 мес.

В большинстве случаев дислалия успешно поддается коррекции. Успешность и сроки преодоления дислалии определяются сложностью дефекта, возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, грамотность подхода, регулярностью занятий, участием родителей. У дошкольников дефекты звукопроизношения корригируются быстрее, чем у школьников, у учеников младших классов – быстрее, чем у учеников среднего и старшего звена.

Дислалия

Дислалия – патологическое состояние, связанное с нарушением произношения различных звуков. Чаще всего дисфункция наблюдается у детей дошкольного возраста и на начальном этапе хорошо поддается коррекции. Если своевременно не провести лечение дислалии, во взрослом возрасте она может стать причиной недопонимания со стороны окружающих, трудностей в коммуникации, а также привести к нарушению письменной речи (дисграфии).

Обратите внимание! У дошкольников дислалия диагностируется в 30% случаев. В младшем школьном возрасте ее частота снижается до 20%, а у старшеклассников составляет 1%.

Содержание

  • Классификация
  • Причины
  • Патогенез
  • Симптомы (признаки)
  • Диагностика
  • Коррекция и прогноз
  • Профилактика

Классификация

Специалисты выделяют несколько форм дислалии в зависимости от того, каким фактором она обусловлена:

Механическая дислалия. Развивается на фоне органических нарушений в речевом аппарате – укороченная уздечка, неправильное формирование прикуса и пр. Также причиной может стать потеря некоторых зубов или возрастные изменения в организме. Механическая форма заболевания диагностируется у взрослых и детей.

Функциональная дислалия. Возникает на фоне психических или физических патологий. Спровоцировать изменения в речевой функции могут и некоторые неблагоприятные факторы внешней среды.

Функциональная форма болезни подразделяется на такие виды:

моторная – присутствуют проблемы со стороны речедвигательного аппарата, то есть пациент не может правильно двигать губами, языком для создания определенных звуков, что и ведет к дефекту произношения;

сенсорная – в этом случае пациент неточно воспринимает определенные звуки на слух и, соответственно, произносит их с такими же нарушениями;

сенсомоторная – одновременно объединяет признаки двух вышеуказанных форм.

В соответствии с перечисленными вариантами нарушения речевой функции дислалию разделяют на три группы:

артикуляторно-фонетическая – нарушение произношения наблюдается по причине неправильного взаимодействия речевых структур;

артикуляторно-фонематическая – диагностируется у детей, которые неверно усвоили расположение различных элементов речевого аппарата;

акустико-фонематическая – обусловлена дисфункцией речевого слуха, то есть ребенок не может воспринимать на слух определенные звуки правильно, что ведет к проблемам с произношением.

Дислалия может характеризоваться расстройством произношения только одной группы звуков. В таком случае говорят о мономорфной форме болезни. При одновременном нарушении произношения звуков разных фонетических групп диагностируется полиморфная дислалия.

Также выделяют разные формы патологии речевой функции в зависимости от того, произношение какого звука страдает (таблица):

Нарушение произношение звука Форма дислалии
р ротацизм
г гаммацизм
з, с, ч, ш, щ, ж сигматизм
х хитизм
л ламбдацизм
к каппацизм
й йотацизм

Также могут присутствовать проблемы с произношением только твердых звуков любой группы или их смягченных форм. У взрослых и детей могут присутствовать нарушения произношения, связанные с неправильным оглушением или озвончением звуков.

Важно! Отдельно выделяют функциональную дислалию у детей до 5 лет. Как правило, она развивается вследствие незрелости речевого аппарата и исчезает самостоятельно без специальной коррекции.

Причины

Спровоцировать развитие дислалии могут различные факторы. Последние могут быть органическими (связаны непосредственно с нарушением функций речевого аппарата) и социально-биологическими (другие патологии или влияние внешних факторов).

Органические причины дислалии:

нарушения формирования прикуса (даже незначительные);

укороченная уздечка верхней губы или подъязычная структура;

неправильное формирование челюсти;

высокий свод неба;

макроглоссия – большой язык (как правило, присутствует у детей с нарушениями физического развития);

расщелина твердого неба;

утолщение губ (в этом случае возникают сложности с произношением «губных» звуков);

микроглоссия – маленький или узкий язык;

отсутствие некоторых или всех зубов.

При правильном формировании речевого аппарата и отсутствии нарушений анатомического строения челюсти спровоцировать возникновение дислалии могут такие факторы:

проблемы со слухом;

неправильное восприятие отдельных звуков на слух и, соответственно, такое же их произношение (нарушение фонематического восприятия);

если родители «сюсюкаются» с ребенком и умышленно произносят звуки неправильно;

запаздывание речевого развития, умственная отсталость.

Нередко дислалия диагностируется у детей, которые недополучают внимание от взрослых, родителей – «предоставлены сами себе».

Патогенез

Патогенез механической дислалии обусловлен нарушением формирования элементов речевого аппарата. Из-за отсутствия зубов, аномальных размеров языка, губ отсутствуют условия для правильного произношения звуков.

Патогенез функциональной дислалии до конца не установлен. Специалисты связывают ее развитие с нарушениями слуховой функции или другими проблемами, не касающимися речевого аппарата.

Симптомы (признаки)

Распознать развитие дислалии у ребенка может только врач-логопед, так как у дошкольников речевой аппарат до конца не сформирован. У взрослых любые нарушения произношения должны стать поводом для обращения к специалисту.

Симптомы дислалии зависят от формы патологии и могут иметь разную степень выраженности:

замена одного звука на другой;

полное выпадение определенного звука из речи;

нарушение произношения одного или нескольких звуков;

смешивание звуков (то верное, то неверное произношение).

Если у ребенка косноязычие или проблемы с произношением конкретных звуков не исчезают к 5 годам, важно как можно быстрее обратиться к логопеду . Своевременное обнаружение патологии позволяет быстрее от нее избавиться и предупредить другие проблемы, в частности – нарушение письменной речи, сложности в общении с окружающими.

Обратите внимание! Проблемы с произношением у ребенка могут стать причиной насмешек со стороны сверстников, что нередко приводит к психологическим расстройствам, заниженной самооценке.

Диагностика

Верно установить диагноз может только квалифицированный врач-логопед. Для выявления дислалии и ее формы он проводит беседу с пациентом. Как правило, в ходе обычного разговора удается установить, какие проблемы с произношением присутствуют, что стало причиной их появления, а также определить возможные методы коррекции.

Читайте также:  Норадреналин Новости здоровья Поиск и заказ лекарств в аптеках Санкт-Петербурга и Ленинградской об

У детей диагностика дислалии возможна примерно с 5-летнего возраста. Объясняется это тем, что в данном возрасте ребенок уже имеет достаточно большой словарный запас и связную речь, может использовать слова в множественном и единичном числе, склоняет их в нужных падежах.

После консультации логопеда при необходимости пациент отправляется на прием к неврологу, стоматологу или другим смежным специалистам.

Коррекция и прогноз

Лечебная тактика определяется индивидуально и зависит от причины развития дислалии, а также ее формы. Предпочтение отдается комплексной терапии.

Коррекция включает три этапа:

Подготовительный. Направлен на устранение причины проблем с произношением. Тактика на данном этапе зависит и от формы патологии.

Формирование начальных способностей произношения. Специалист обучает пациента точно произносить звуки, которые он не может выговаривать – сначала изолированно (только один звук), потом в слогах, словах и фразах.

Закрепление приобретенных навыков. Работа на последнем этапе направлена на безошибочное использование изученных звуков в повседневном общении.

На подготовительном этапе тактика может отличаться в зависимости от причины дислалии:

при механической форме болезни проводится коррекция дефектов речевого аппарата, например, коррекция прикуса, пластика языка, уздечки и пр.;

при моторных нарушениях эффективной будет специальная гимнастика речевого аппарата, логопедическая массаж;

при функциональной сенсорной дислалии достаточно обучить пациента правильно произносить звуки.

Параллельно логопед обучает пациента формировать сильную воздушную струю, необходимую для точного произношения звуков.

Логопедический массаж, используемый при дислалии, может быть таких видов:

расслабляющий – эффективен, если нарушение произношения связано с гипертонусом мышц языка, губ, лица и шеи, направлен на их расслабление;

активизирующий – используется в противоположных случаях, когда дислалия развивается вследствие чрезмерного расслабления мышц речевого аппарата;

дифференцированный – показан в случаях, когда присутствует повышенный тонус одной группы мышц и чрезмерная расслабленность другой.

Для повышения эффективности логопедический массаж может быть дополнен игровыми формами обучения произношению. Применяется такая методика как у детей, так и у взрослых.

На первичном этапе усилия направлены на общее укрепление речевого аппарата и восстановление его функциональности. Только затем приступают к формированию произношения отдельных звуков. Второй этап коррекции сложный и длительный. Он подразумевает отработку тех звуков, произношение которых нарушено или вообще отсутствует.

Логопед помогает пациенту научиться правильно использовать речевые структуры для формирования определенных звуковых групп. Выполняется это методом подражания. В отдельных случаях могут быть задействованы специальные инструменты. Сначала отрабатывают произношение одного звука, затем формируют слоги, слова, предложения.

Как правило, занятия с логопедом назначаются трижды в неделю. Дополнительно пациент должен выполнять рекомендованные врачом упражнения самостоятельно в домашних условиях. Коррекция является успешной и полностью завершенной, если удается достичь абсолютно точного произношения всех звуков в любых ситуациях. Длительность лечения может быть различной и зависит от запущенности патологического состояния.

Достичь полного устранения дислалии у детей и взрослых возможно . Причем, чем раньше будет начата коррекция, тем быстрее удастся восстановить нормальное произношение. Поэтому не стоит откладывать визит к логопеду даже при незначительных нарушениях речевой функции.

Профилактика

Минимизировать риск развития дислалии возможно при соблюдении следующих рекомендаций:

не «сюсюкать» и не искажать речь при разговоре с ребенком – с раннего возраста малыш должен привыкать к правильному произношению;

своевременная диагностика и устранение аномалий строения артикулярного (речевого) аппарата;

раннее выявление и лечение нарушений слуха у ребенка;

регулярное посещение стоматолога, коррекция прикуса в случае обнаружения его аномалии.

В процессе развития малыш должен получать достаточно внимания и общения со стороны взрослых. Это позволит ему услышать, запомнить и сформировать правильное произношение всех звуковых групп.

Речь – важный коммуникативный элемент в жизни каждого человека, используя который удается взаимодействовать с окружающими и достигать взаимопонимания . Поэтому его формированию у детей следует уделить должное внимание.

Взрослые также должны следить за правильным произношением звуков. Если обнаружены признаки дислалии, стоит как можно раньше обратиться к специалисту. Только врач-логопед способен найти эффективные методы восстановления речевой функции.

Билет – Этиология, патогенез, симптоматика функциональной дислалии. Научные взгляды на классификацию функциональной дислалии.

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Нет параличей, нет мышечного тонуса, нет нарушений с оральным аппаратом, могут быть нарушения с нервной системой. Нарушения звукопроизношения – это устойчивые индивидуальные отклонения от языковой нормы произношения звука.

Дислалия по механизму делится на две формы:

Механическая или органическая

Функциональная дислалия – нарушение звукопроизношения при отсутствии органических нарушений в артикуляционном аппарате. Строение артикуляционного аппарата не нарушено, имеются отклонения в его функционировании. В основе ф. дислалии лежат функциональные нейродинамические сдвиги в центральном отделе речеслухового и речедвигательного анализатора. Эти сдвиги отражаются на формировании дифференцированного торможения, что приводит к нечеткости слуховых и двигательных дифференцировок.

1. Факторы социально-психического свойства (подражание, неправильное воспитание речи, двуязычие).

2. Факторы биологического свойства (физическая ослабленность, соматические заболевания).

3. Нарушение фонематического слуха.

Существует две классификации функциональной дислалии:

Классификация Токаревой

И классификация Гриншпуна

Если сдвиги преобладают в речеслуховом анализаторе, то «сенсорная функциональная дислалия» (трудности различения звуков на слух) – нарушение звукопроизношения выражается в заменах и смешении звуков, при этом нарушено фонематическое восприятие (дифференциация фонем, различение звуков речи).

Если сдвиги в центральном отделе речедвигательного анализатора, то «моторная функциональная дислалия» — недостаточно дифференцированные, четкие движения органов речедвигательного аппарата, отсутствие или искажение звуков.

Смешанная сенсорная и моторная функциональная дислалия – сдвиги в речеслуховом и речедвигательном анализаторах, симптоматика сочетается.

Принципы логопедической работы по коррекции нарушений произносительной стороны речи:

1. Принцип использования различных анализаторов. В процессе коррекции осуществляется опора на кинестетический анализатор (ощущение положения речевых органов); на тактильные ощущения (какая воздушная струя на ощупь: теплая или холодная); на вибрационные ощущения (при звонких слышен голос – рука прикладывается к гортани); на зрительные ощущения (наблюдение артикуляции в зеркале, имитация ее руками); на слуховые ощущения (закрыть уши, звук есть – это звонкий).

2. Принцип опоры на сохранные анализаторы. При отклонении функционирования речеслухового анализатора необходимо опираться на сохранные зрительные, кинестетические, тактильные, вибрационные. При нарушении речедвигательного – на слуховые ощущения.

3.Принцип сознательности. Все артикуляции, которые формируются у ребенка, он должен усваивать осознанно, должен понимать, что именно он делает.

4. Принцип поэтапности работы над звуком:

1) ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП– подготовка органов речевого аппарата к постановке звуков. На этом этапе создаются условия для дальнейшей работы над звуком. Сроки этого этапа зависят от механизмов нарушения звукопроизношения (при дислалии они не такие длительные, при дизартрии могут составлять несколько месяцев). Работа включает в себя несколько направлений:

А) Формирование артикуляционных умений и навыков. Эта работа проходит в виде артикуляционной гимнастики, для чего детям предлагают специально подобранные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата. Эти упражнения выполняют перед зеркалом под счет. Цель артикуляционной гимнастики: трудный для ребенка уклад нарушения звука разбить на более легкие простые элементы, осуществить тренировку этих простых движений, а затем на этапе постановки объединить их в требуемую артикуляцию. В случае полиморфных нарушений предлагается общий комплекс артикуляционной гимнастики, т.е. упражнения, которые тренируют различные группы мышц. В случае мономорфных нарушений – специальный комплекс, необходимый для тренировки отдельных движений, которые используются только для этой артикуляции. Общий комплекс упражнений:

Читайте также:  От чего появляется миома матки причины и почему бывает миома у молодых женщин, лечение миоматозных у

1. разминать губки руками.

2. трубочка – улыбочка (чередовать)

3. лопаточка (широкий язык) – иголочка (узкий язык) чередовать.

4. «часики» (язык влево – вправо медленно, на счет 1-2).

5. «качели» (высунутый широкий язык вверх – вниз).

6. покажем непослушный язычок (па-па-па – высунуть расслабленный язык, та-та-та – покусать высунутый язык).

7. орешки (напряженный язык упирается в щеку – проверять).

8. мостик (язык упирается в верхние зубы).

9. «И» (кусать боковые части языка при слабости боковых краев языка – звук и-ии).

10. «лошадка» (поцокивание).

11. «грибочек» (присосать язык к небу, держать до 5).

12. «гармошка» («грибок» — и поднимать и опускать нижнюю челюсть).

На начальном этапе по 3-4 упражнения, каждое повторять 5-7 раз, на счет до 3, до 5, до 7.

Б) Работа над развитием восприятия звуков речи фонематического анализа. Сначала ребенку утрированно произносится звук, который соотносится с неречевым звучанием. Для этого целесообразно использовать картинки – символы. Ребенка приучают слышать звук, выделять его на фоне других звуков, слогов, слов. При этом ответная реакция ребенка должна быть связана с движением (т.е. ребенок не поизносит этот звук). Например, хлопай в ладошки, если услышишь песенку водички (звук с) или услышишь звук с. При этом логопед должен обязательно закрыть экраном нижнюю часть лица. На начальном этапе речевой материал не должен включать близких по артикуляции и по акустическим характеристикам звуков к данному звуку (на позднем этапе – да). Обязательна на этих порах опора на сохранные анализаторы. Параллельно ведется работа над развитием других форм фонематического анализа: —простые: выделение звука на фоне слова (хлопни в ладоши, если услышишь); определение 1-го и последнего звука в слове (кот). 8 —сложные: определение места звука в слове; последовательный фонематический анализ слова (назвать по порядку все звуки); количественный фонематический анализ (с опорой на схему); позиционный фонематический анализ (какой по счету звук). Уделяется внимание развитию фонематического синтеза (логопед называет последний звук, а ребенок – слово). Уделяется внимание развитию фонематических представлений (отбери те картинки, в названии которых есть данный звук; придумай слово с данным звуком). В) Развитие дыхания, голоса, просодических компонентов. Голос (если эти функции нарушены) развивается в процессе речевых игр. Работа по развитию дыхания проводится в несколько этапов: —формирование правильного типа физиологического дыхания (лежа на полу) —самостоятельное выполнение упражнения ребенком —речевое дыхание развивается в процессе речевых игр Просодические компоненты: —темп, ритм, интонация, паузация, логические и словесные ударения, тембр. Эти навыки отрабатываются в речевых играх, в диалогах.

2) ЭТАП ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ — это процесс вызывания звука, формирование его правильного артикуляционного уклада. Три способа постановки звуков:

А) по подражанию (иммитативный) Логопед утрированно произносит звук, показывая ребенку его артикуляцию, сопровождает показ объяснением. Ребенок пытается произнести так же. Используется опора на зрительные, тактильные и кинестетические ощущения.

Б) механический заключается во внешнем механическом воздействии на органы артикуляции специальными зондами, шпателями и другими средствами.

В) комбинированный сочетает в себе объяснение, показ, подражание и механическое воздействие.

3) ЭТАП АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ (последующее включение звуков в речь) — это выполнение тренировочных упражнений по произнесению этого звука с использованием специально подобранного материала. Последовательность: —автоматизация изолированно произносимого звука в процессе звукопроизносительных игр. —автоматизация в слогах (щелевые – сначала прямые слоги, затем обратные; взрывные, аффрикаты – обратные, а потом прямые; л – где звук лучше звучит; р – тр, др, тро-дро, отр-атр). —автоматизация в словах (сначала слова с отработанными слогами). —автоматизация в словосочетаниях с данным слогом. —автоматизация в чистоговорках. —автоматизация в предложениях. —автоматизация в тексте.

4) ЭТАП ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ – различение звуков в речи. Задача: учить ребенка различать близкие по произношению звуки. Приступают тогда, когда оба звука поставлены и автоматизированы. Работа проводится в той же последовательности. На данном занятии (дифференциация в словах) дифференцируется только одна пара звуков. На итоговых занятиях можно и 4 звука этой группы, 2 пары (с ш з ж).

5.Принцип последовательности работы над звуками. Нельзя работать сразу над всеми звуками. Последовательность определяется сложностью звука и его аккустическо-артикуляционными признаками (нельзя одновременно ставить свистящие и шипящие, р и л)

6.Онтогенетический принцип. Происходит учет того, когда эти звуки появляются в онтогенезе (заднеязычные, свистящие, потом все остальные)

7.Принцип одновременности работы над звуками В случае, если у ребенка нарушено сразу несколько групп звуков, одновременно работают над постановкой сразу нескольких звуков, обязательно отличающихся друг от друга по акустическим и артикуляционным признакам (свистящие ставят одновременно с сонорными, шипящие с вибрантами)

8.Принцип воспитания правильного произношения в условиях нормального общения, в живой речи. На начальных этапах звук автоматизируется в условиях логопедического кабинета, его произношение является утрированным, чтобы эта артикуляция не была искусственной, этот звук обязательно должен включаться в живую речь

9. Общедидактические принципы: —доступность —активность —учет ведущей деятельности —наглядность —индивидуальный подход 5) ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА С МИКРОСОЦИАЛЬНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ РЕБЕНКА.

Цель: научить ребенка свободно пользоваться этими звуками в своей речи. Этот произносительный навык формируется в различных ситуациях общения. Навыки и умения выносятся за стены логопедического кабинета и включаются во вне кабинетное общение. Разыгрываются инсценировки, сюжетно-ролевые игры, драматизации, тематические занятия. Большое значение принадлежит методу моделирования реальных ситуаций общения (общение в магазине). Моделирование особенно важно для работы с подростками и взрослыми. Так же для работы с этой возрастной группой используются магнитофонные записи: речь записывается, когда ребенок читает, беседует, а затем анализируется. Необходимо сформировать мотивацию использования этого звука в процессе свободного общения с людьми. Ведущая роль на этом этапе принадлежит микросоциуму, окружению ребенка. Родители и педагоги должны следить за тем, чтобы он использовал звук в своей речи, постоянно поправлять. Только таким образом у ребенка вырабатывается самоконтроль. Устранение любой формы дислалии должно идти по вышеописанным 3 этапам, но в зависимости от механизмов дислалии.

МОТОРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИСЛАЛИЯ Специфика будет наблюдаться уже на первом этапе работы. Основное внимание уделяется развитию речевой моторики. С этой целью проводится артикуляционная гимнастика. Если слуховое восприятие не нарушено, специальной работы по дифференциации звуков не требуется. Если имеются вторичные нарушения слухового восприятия, то соответствующие задания включаются в логопедическую работу, но им не уделяется слишком большое внимание. Процесс постановки и автоматизации протекает без особенностей, а произносительной дифференциации не требуется.

СЕНСОРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИСЛАЛИЯ Работа ведется по общей схеме, однако на 1 этапе основное внимание уделяется слуховой дифференциации звуков с привлечением сохранных анализаторов. Работа по развитию артикуляционной моторики в ряде случаев может не проводиться, однако, если проводится, то в структуре логопедического занятия ей уделяют меньше времени. На 2 этапе ведущая роль принадлежит дифференциации звуков в произносительном плане.

Дата добавления: 2019-09-13 ; просмотров: 739 ;

Ссылка на основную публикацию
Фосфалюгель от чего помогает, инструкция по применению, состав, дозировка, аналоги для детей и взрос
Фосфалюгель 20 г пакетики №20 Фосфалюгель 20 г пакетики №20 Доступность: Есть в наличии Доставка Курьером Самовывоз Доставка Новой почтой...
Флогэнзим по цене от 771,00 рублей, купить в аптеках Москвы, табл
Флогэнзим, табл. п/о кишечнораств. №40 Всего цен на Флогэнзим в аптеках Москвы: 323 Первая « 1 2 3 4 5...
Флубендазол, одобренный FDA, противогельминтный, нацеливает стволовые клетки рака молочной железы; P
ФЛУБЕНДАЗОЛ 5 % Состав. 1 г препарата содержит 50 мг флубендазола и наполнитель. Показания. Профилактика и лечение гельминтозов, вызванных личиночными...
Фосфатаза щелочная понижена причины и способы ее повышения
Почему может быть понижена щелочная фосфатаза в крови и как ее можно повысить? В процессе диагностики заболеваний внутренних органов редко...
Adblock detector